Голодова Наталья Геннадьевна
План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по природе родного края - в Цейский заповедник».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Возрастная группа: старшая
Задачи:
Публикация «План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Образовательные задачи: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Дать понятие – «заповедник». Познакомить детей с охраняемыми видами животных и птиц Северной Осетии. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Воспитывать желание разобраться в явлениях природы, понять их суть. Воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества.
Методы и приемы: словесный (вопросы, загадки, беседа); наглядный (презентация, картинки и иллюстрации); практический (дидактические игры).
Предварительная работа: беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций о Северной Осетии – Алания; чтение книг; заучивание загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, рассматривание альбомов, иллюстраций о растительном и животном мире родного края. Проведение дидактических игр, пальчиковых гимнастик, психогимнастик, дыхательных упражнений; наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Словарная работа:
Обогащение словаря: заповедник, тур, степной орел.
Активизация словаря: перелетные птицы, берлога, логово, нора, дупло, хищник.
Материал и оборудование:
Беседа, художественное слово (загадки, стихи, показ, объяснение, дидактические игры, вопросы, сюрпризный момент, словесные указания, аутотренинг, дыхательная, пальчиковая гимнастика, показ слайдов.
Демонстрационный материал: лесная полянка, картинки, корзинка, магнитофон, эко-знаки, игрушки; Красная книга Осетии.
Ход занятия: Организационный момент.
Дети входят в группу под спокойную Осетинскую мелодию и рассматривают.
Вос. : Ребята, подойдите ко мне, давайте повернёмся лицом друг к другу и поздороваемся.
Приветствие:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!" Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
А сейчас, мои друзья, всё вниманье на меня!
Посмотрите, как необычно сегодня в нашей группе.
Мы с вами сегодня, будем путешествовать по нашему родному краю.
- А как он называется? (Северная Осетия Алания).
- А город, в котором мы живём? (Моздок).
-Молодцы!
Вос. : У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место, где он родился и живёт.
Мы с вами живём в Моздоке, для нас он родной. А если мы живем в Моздоке, мы с вами….(моздокчане).
Моздокский край родной, на карте мира Ты даже меньше, чем кленовый лист. У нас в сердцах - наш край Моздокский милый. Ты, как цветок прекрасен, юн и чист.
Ребенок: Вершины гор и солнце золотое, Шум звонких рек и старые дома. Всё самое любимое, родное
Живёт в тебе, Осетия моя!
Вос. : А хотите узнать немного больше о нашей Осетии?
Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю - в Цейский заповедник, он расположен далеко в горах.
Заповедник - это нетронутый человеком мир природы. Он охраняется людьми. В заповеднике очень много редких растений и животных, которые занесены в Красную книгу Осетии. (показ книги).
Почему книгу назвали именно красной (красный цвет - сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
Для чего создана Красная книга? (для спасения животных и растений).
Прежде чем отправиться в заповедный лес, я предлагаю вам вспомнить правила поведения в природе.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе».
(показ иллюстраций – дети озвучивают правило)
Вос. : Что возьмем с собой в путешествие?
Показ: Вот есть лукошко для сбора ягод и грибов, возьмем его? (Нет.)
А вот – магнитофон. Возьмем его, чтобы нескучно было? (Нет.)
А вот спички, погреемся у костра (Нет)
Вос. : Хотите, я подскажу, что нам нужно взять с собой?
Мы возьмём глазки, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы.
Наши ушки, чтобы послушать «голоса природы».
Наши ручки, чтобы помогать природе, и нашу улыбку, чтобы весело было в пути.
А отправимся мы в путешествие на воздушном шаре.
Итак, в путь!
(Фонограмма) (Слайд - Цейский Заповедник).
Вос. : Ребята, вот мы и прилетели с вами в Цейский заповедник. Здесь, высоко в горах, дует лёгкий ветерок, давайте сделаем дыхательную гимнастику и ощутим его.
Дыхательная гимнастика: «Ветер».
(Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».)
Вос. : На территории заповедника растет много деревьев, а некоторых из них вы узнаете, отгадав загадки.
Игра "Отгадай загадку".
1.У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке
(Слайд - Сосна)
2.Русская красавица
Стоит на полянке.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане
(Слайд - Береза)
Вос. : Молодцы ребята, а какие еще деревья, растущие в лесу, вы знаете?
(Слайд - деревья заповедника)
Ответы детей: клен, ель, дуб, липа.
(Слайд - ягоды) А ещё в заповедном лесу растут ягоды, назовите их.
Ответы детей: малина, ежевика, шиповник.
(Слайд - грибы) И Грибы.
Ответы: опята, лисички, белые.
(Слайд - животные) Цейский заповедник это еще и дом для многих животных.
Какие животные живут здесь?
Ответы детей: медведи, олени, волки, лисы, зайцы.
А сейчас мы немного поиграем.
Вос. : Я буду называть животное, а вы - его дом. (Слайд - животные с домиками)
Д/и «Чей домик».
– У лисы….Нора.
У медведя …. Берлога.
У Белки …. Дупло.
У волка …. Логово.
Вос. : А высоко в горах живет тур. (Слайд - тур) Тура еще называют каменным козлом: у него большие, похожие на сабли рога. Он легко переходит каменные осыпи, ледники, потому что на копытах у него мягкие подушечки, которые помогают передвигаться по скалам.
(Вопросы воспитателя к детям.)
Вос. : Ребята, а давайте-ка вместе произнесем чистоговорки: СУ-СУ-СУ - В заповедном мы лесу. АН-АН-АН - Вон бежит кабан. СА-СА-СА - Идет рыжая лиса.
Ведь- Ведь- Ведь – сладко спит медведь.
Вос. : Ребята, хотите поиграть в осетинскую народную игру «Слепой медведь».
П/и «Слепой медведь».
(Звучит фонограмма звуки природы - пение птиц. Педагог обращает внимание детей на голоса птиц и предлагает присесть.) (Слайд – Птицы)
Вос. : Ребята, посмотрите, как много птиц вокруг. Назовите их.
Ответы детей: (голубь, дятел, кукушка, ворона, сорока, синичка, сова).
Д/и «Узнай птицу по голосу»
(дети слушают фонограмму, называют птицу. (воробей, ворона, кукушка, сорока).)
Вос. : Ещё в заповеднике живет птица, занесенная в Красную книгу. Это – степной орел – показ в Книге. Его можно встретить и над равниной и в горной части республики. Это большая сильная, хищная птица, с огромными крыльями, сильными лапами и могучим клювом. Орел строит гнезда высоко в горах, среди скал.
(Вопросы к детям.)
Вос. : И мы с вами продолжаем наш путь к белоснежным вершинам гор, покрытых снегом (фонограмма). «Белоснежные горные вершины».
Когда снег тает, с гор бегут шумные ручьи, образуя реки. Какая горная река берет своё начало высоко в горах?
Ответы детей: Это река Терек.
Д/и «Какой Терек».
- Что он делает? (действие): Течет, бежит, шумит, бурлит. - Какой Терек? (признаки): горный, холодный, быстрый, широкий, шумный, красивый. Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком, поэтому мы все должны беречь и защищать ее. Ребёнок: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Ребёнок: Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если вместе я и ты, Если все сорвут цветы, То останутся пусты Все деревья и кусты. И не будет красоты!
Итог занятия:
Вос. : Наше путешествие подошло к концу, вы узнали очень много интересного, и будете беречь природу. Но прежде чем отправиться в обратный путь, давайте вспомним: - Где мы с вами сегодня побывали?
- Кого встретили на своем пути? - Вам понравилось путешествие?
Вос. : А за то, что вы были такими умными, дружными и так много знаете о природе родного края, я вам вручу медальки «Защитники природы». (вручение медалей под фонограмму) Нам пора отправляться в дорогу: в наш Моздок, в детский сад – занимайте места в воздушном шаре, говорим всем: «до свидания!», полетели… (фонограмма).