Джамила Травинская
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
(2018 год)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №71
Центрального района города Санкт-Петербурга
Конспект
занятия по звуковой культуре речи в старшей группе
Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
Цель:
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков [С], [Ш], на определение позиции звука в слове
Задачи:
• Учить слышать звук [С]
• Учить слышать звук [Ш]
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе „Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Активизация словаря
• Учить отличать звук [С] от [Ш]
Материал:
• Э. Мошковская «Жадина»
• Э. Успенский «Страшная история»
• Фланелеграф
• Бумага формата А4 с клетками
• Фишки
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: если они услышат звук [С], то нужно изобразить умывание, если услышат звук [Ш], сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки [С] и [Ш]: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.
Затем снова со звуками [С] и [Ш. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель. Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.
Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [С]: шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.
Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук [Ш], надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука [Ш] – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш.
Выполняя задание, дети называют слова, которые им незнакомы.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:
Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошёл Щеночек,
Попросил кусочек.
Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.
«Вообще-то это стихотворение называется «Жадина»», - говорит воспитатель. – Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? Почему вы так считаете?»
Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком [Ш]. (Шагал, большую, подошел). Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз.
Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком [С].
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.
Педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку из трех ячеек и одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос. дети определяют позицию звука [С] в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки.
Далее дети рисуют такие же решетки на листах бумаги (разложены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком [Ш]: окошечко, ландыш, шмель.
Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук [Л] в этих словах.
Педагог хвалит детей за проделанную работу.