Надежда Каюмовна Белобородова
Занятие в старшей группе по развитию речи. Дифференциация звуков [р], [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков Л-Р
Цель: Создание условий для правильного, отчётливого произношения и различия звуков Л-Р в коммуникативной деятельности детей.
Задачи:
-Упражнять в различии твёрдых и мягких согласных звуков, определять место звука в слове. (начало, середина, конец)
-обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения;
-совершенствовать диалогическую форму речи;
Публикация «Занятие в старшей группе по развитию речи, Дифференциация звуков [р], [л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки, разрезная азбука, карточки со звуками Л-Р, две нарисованные ракеты, игрушки в названии которых слышатся звуки Л-Р, вертолё ты: большой и маленький, книга-азбука Буратино, карточки с нарисованными буквами Л-Р (для вырезывания, ножницы.
1. Организационный момент
Воспитатель:
Ау-ау, я вас всех в кружок зову.
Давайте за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
(Дети встают вкруг, в середине лежат предметные картинки и буквы из разрезной азбуки, на которые начинаются эти картинки. На стене висят две ракеты: красная и зелёная).
-Ребята, скажите какое сегодня число? А месяц? (12 апреля)
Кто знает какой праздник отмечает наша Россия в этот день? (День космонавтики)
Много лет назад в этот день (12 апреля) Юрий Алексеевич Гагарин совершил полёт в космос.
А на чём можно полететь в космос? К нам сегодня в гости прилетели две ракеты. Как вы думаете, кто на них прилетел?
-Для того, чтобы узнать правильный ответ, надо: подобрать к каждой предметной картинке букву (звук, который слышится в названии этой картинки.
Б- банан, Н-ножницы, К-картофель, П –пчела, остались две картинки: рубашка, листья.
Воспитатель: На какие звуки начинаются эти картинки? Р-Л
А где же они? (Спрятались, в группе. Испугались шума. Ведь в космосе очень тихо)
Давайте их найдём. (Дети находят буквы из разрезной азбуки)
-Как вы думаете на какой ракете прилетел звук Р? Л? (Р на красной, т. к. в слове «красный» есть звук- Р, а Л на зелёной т. к. в слове «зелёный»слышится звук –Л)
2. Ход занятия
Воспитатель : Давайте звуки Р и Л посадим в ракеты, и поучимся свами их правильно выговаривать, а они нас послушают.
Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Вертолёты». Посмотрите сколько к нам на аэродром прилетело вертолётов?
Воспитатель обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «вертолёт». Заведём мотор у большого вертолё та: р-р-р-р-р…» Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. (Ребята, кончик языка находится по середине, язычок дрожит, делаем выдох и произносим р-р-р-р)
–Ребята, а какой звук Р здесь слышится : твёрдый или мягкий?
Завели мотор, и полетел большой вертолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит вертолёт?» Дети: л-л-л….
(Ребята, кончик языка упирается в верхние зубы, язычок не дрожит, делаем выдох и произносим л-л-л.
-А звук Л какой : твёрдый или мягкий?
А теперь заведём мотор маленького вертолё та: рь-рь-рь (короткий выдох, язык посередине, дрожит)
Какой это звук : твёрдый или мягкий?
А если маленький вертолёт улетит далеко в небо, какой звук мы услышим? (Ль)
Какой это звук : твёрдый или мягкий?
А теперь предлагаю попробовать говорить эти звуки в словах.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Ра – ра – ра – высокая гора, Ар – ар – ар – кипит наш самовар,
Ро – ро – ро – новое ведро, Ор – ор – ор – подмету я двор,
Ру – ру – ру – скачет кенгуру, Ур – ур – ур – повесим абажур
Ры – ры – ры – Рома видит рыб. Ир – ир – ир – выпили кефир.
Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,
Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,
Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,
Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.
А сейчас развернитесь и возьмите себе карточки. (на карточках звуки Л и Р)
Кто взял карточку со звуком Л, встаньте возле моей левой руки. А кто со звуком Р- встаньте возле моей правой руки.
К нам в гости на ракетах вместе со звуками Р и Л, прилетели игрушки в названии которых есть эти звуки. Игрушки пошли погулять и заблудились в лесочке. Не могут найти дорогу к своей ракете. Ребята, которые взяли карточки со звуком Р, помогите вернуться на ракету игрушкам в названии которых есть звук-Р.
А ребята, которые взяли карточки со звуком Л, помогут вернуться на ракету игрушкам в названии которых есть звук-Л.
-Какую игрушку ты взял? Почему? А где слышится этот звук : в начале, в середине, конце? Мягкий или твёрдый? (спросить 3-4 ребёнка)
А сейчас поменяйтесь карточками. (со звуками Р-Л)
Вижу игрушки вернулись в свои ракеты.
За то, что вы им помогли, они оставили для вас картинки. Вам надо выбрать картинку в названии которого есть звук Р или Л. Будьте внимательны, среди картинок есть такие, в названии которых нет звуков Р-Л. С каким звуком у вас карточка, с таким же звуком берёте себе картинку.
Какую картинку ты взял? Почему? А где слышится этот звук : в начале, в середине, конце? Мягкий или твёрдый? (спросить 3-4 ребёнка)
Физминутка
Водим, водим хоровод. Ходим взад, ходим вперёд.
Сели. Встали. Себя показали.
Попрыгали, потопали.
В ладоши все похлопали. (повторить 3 раза, с ускорением)
А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую. (Дети садятся за столы)
Мне Буратино подарил книжку. Как вы думаете, что это за книжка? Почему вы решили что это - азбука?
Всё хорошо, да вот только внутри книги пусто. А что там должно быть? Давайте с вами вырежем буквы, и приклеим в середину книги. Какие буквы вырезаете? А какие звуки дают эти буквы? После того, как вы вырежете букву, подберите картинку с этим звуком и приклейте в книгу.
3. Релаксация
-Скажите, а где можно использовать такую книгу?
-Какие звуки прилетали к нам на ракете?
Ракеты улетают в космос. Помашите им до свиданья. А наше занятие подходит к концу.