Марина Яшина
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Л] и [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: 1. Вспомнить характеристику звуков Л и Р по акустическим и артикуляционным признакам. 2. Произносить изучаемые звуки изолированно, в словах и предложениях (скороговорки). 3. Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание. 4. Развивать связную речь. 5. Развивать психопластику. 6. Развивать мышление и воображение.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе „Дифференциация звуков [Л] и [Р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: Знакомство детей с понятиями «звук», «слово», «предложение», артикуляционной и акустической характеристиками звуков Л и Р. Подбор слов на изучаемые звуки.
Оборудование: Картинки с изображением различных видов транспорта, кукла-мальчик, кукла-девочка.
Ход ЗАНЯТИЯ
1 часть (проводит воспитатель) 1. Оргмомент. Изобразите капитана, стоящего на мостике корабля; пилота, управляющего вертолетом, вагоновожатого, шофера. Мимикой изобразите огорчение (сломалась машина, радость (машину отремонтировали, боязнь высоты (летите в самолете). 2. Сообщение темы занятия. Сегодня к нам в гости придут иностранные гости. Что значит «иностранные»? Как вы понимаете это слово? (Дети объясняют.) Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит из группы и вносит двух кукол, мальчика и девочку. Воспитатель: Ребята, это Лара и Рол. К сожалению, они не говорят на русском языке, но приехали к нам специально для того, чтобы учиться русскому языку. Послушайте, как разговаривают наши гости. Ла-ра-ла-ра (с удивлением, ле-ре-ле-ре (с испугом, ло-ро-ло-ро (с досадой). Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро-ло-ро. А сейчас посадим их, пусть они слушают, как мы правильно говорим по-русски. А вы запомнили их имена? Какие звуки вы услышали в их именах? Дети отвечают.
2 часть (проводит учитель-логопед) Характеристика звуков Р и Л. Ребята, давайте вспомним, как правильно произносится звук Р. Произнесите этот звук? Где находится кончик языка? (наверху, на верхних бугорках). Что происходит с кончиком языка во время произнесения звука Р? (дрожит, вибрирует). Что помогает кончику языка дрожать? (выдыхаемый воздух). Звук Р звонкий? (звонкий) Твердый? (твердый). А теперь произнесем звук Л и почувствуем, что происходит у нас во рту во время его произнесения. Не забудьте улыбаться при произнесении звука. Где находится кончик языка? (наверху, прижат к верхним зубам). Кончик языка дрожит или нет? (не дрожит.) Звук Л звонкий? (звонкий) Твердый? (твердый).
3 часть (проводит воспитатель) Развитие фонематического восприятия. Внимание! Предлагаю поучиться управлять транспортом. Посмотрите на доску. Здесь висят картинки, на которых изображены различные виды транспорта. Дети, сидящие в этом ряду (указывает на них, называют транспорт, в названии которого есть звук Р, а дети, сидящие в этом ряду (указывает на них, называют транспорт, в названии которого есть звук Л. По ходу выполнения детьми задания, воспитатель группирует картинки на доске (слева и справа). После выполнения задания воспитатель выставляет на доску еще 3 картинки с изображением мотороллера, вертолета и троллейбуса; спрашивает детей о том, почему она расположила данные картинки посередине, между «левыми» и «правыми» картинками. (В названиях этих слов сразу 2 звука : Л и Р.) Далее воспитатель раздает картинки детям (по одной картинке на каждую парту) и предлагает поучиться управлять транспортом: сначала надо завести мотор (двигатель) вот так: РРРРР, затем транспорт набирает скорость и едет вот так: ЛЛЛЛЛ… Если вы почувствуете, что скорость снижается, снова заводите мотор: РРР… Дети выполняют упражнение.
4 часть (проводит учитель-логопед) Педагог делит детей на 2 группы (сидящие слева и справа от него). Дети из первой группы повторяют за педагогом слово хором: «рак», а дети из второй группы повторяют слово, меняя звук Р на звук Л (индивидуально по указанию педагога) : «лак». Далее педагог называет пару слов и просит детей повторить хором: «рама – лама». Рак – лак работа – лопата рама – лама пора - спала роза - лоза Рана – Лана краб - клад рожки – ложки пруд – плут крот - клоп По ходу называния слов педагог уточняет значение слов, которые могут быть непонятны детям. В конце данного задания педагог обращает внимание детей на то, как изменение звука в слове меняет его смысл.
5 часть (проводит воспитатель) Физпауза. Педагог предлагает детям потанцевать под музыку «Ничего на свете лучше нету». Когда дети сядут на свои места, педагог предлагает детям вспомнить, в каких словах песни они услышали изучаемые звуки.
6 часть (проводит учитель-логопед) Давайте поучим наших гостей русскому языку. 1. Синтез слов. А сейчас я будут бросать вам звуки, а вы ловите их и называйте получившиеся слова. К, Р, Ы, Л, О (крыло); О, Р, Л, Ы (орлы); Д, Р, У, Ж, И, Л (дружил). 2. Подбор однокоренных слов. Я называю слово. Я вы подберите к нему похожие слова. Например: игра, играю, играть, игрушки. Педагог называет слово: РЫБА. Однокоренные слова: рыбалка, рыбачить, рыбный, рыболов. В каких словах встретились сразу два звука : Л и Р? (рыбалка, рыболов).
7 часть (проводит воспитатель) Педагог предлагает детям произнести скороговорки (сначала произносит сама, затем хором, затем индивидуально 2-3 детей) :
Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула. Ел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
8 часть (проводит учитель-логопед) Физпауза (Дети встают и вместе с педагогом изображают движения рыбки). Рыбка плавает в водице, Рыбка спину изогнула, Рыбке весело играть. Крошку хлебную взяла. Рыбка, рыбка, озорница, Рыбка хвостиком махнула, Мы хотим тебя поймать. Рыбка быстро уплыла. 9 часть (проводит воспитатель) Викторина. Устроим викторину. Я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать на них. 1. Как называются сладости, похожие на разноцветное желе и обсыпанные сахаром? (мармелад). 2. Как называются гордые птицы, которые на скалах гнездятся? (орлы). 3. Судно для плавания по реке (катер). 4. Как называются места, по которым любят ходить туристы, скалолазы и альпинисты? (горы). 5. Что надевают на ноги, чтобы быстрее плавать? (ласты.) 6. Назовите хищное, зубастое и очень опасное животное, которое плавает в реках Африки? (крокодил). 7. Как называют человека, который любить ловить рыбу? (рыболов)
10 часть (проводит учитель-логопед) Звук Р в связной речи. Логическая задача. На остановке ждут троллейбус девочка Рая, мальчик Карл с папой и старушка. Кто войдет первым в подошедший троллейбус? Ответы детей. Проблемная ситуация. Девочка Клара потерялась. Что бы вы сделали на ее месте? Ответы детей.
11 часть (проводит воспитатель) Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, чему научились. Дети отвечают. Наши гости, Лара и Рол, очень рады, что побывали на нашем занятии. Они будут продолжать изучать русский язык. Давайте попрощаемся с ними: «До свиданья, Лара. До свиданья, Рол.» Дети повторяют.