Валентина Козлитина
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мокрушанский детский сад»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Тема. «Дифференциация звуков [ р - р’]»
Воспитатель I категории Козлитина В. Н.
2018 год
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков [р] — [р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Тема. «Дифференциация звуков [ р - р’]»
Цель. Упражнять детей в умении дифференцировать звуки [ р - р’]; закреплять навык словоизменения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выделения первого звука в слове; упражнять в звуковом анализе простых слов; закреплять слова - обобщения.
Оборудование. Наборное полотно, картинки для словоизменения, набор картинок, карточки со знаком вопроса, мел, деревья: ёлки и сосны, грибы.
- Сегодня у нас необычное занятие. У нас – гости. Что говорят вежливые люди при встрече? (Здравствуйте, доброе утро)
- Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
I. 1. На наборное полотно выставляются картинки: портфель, орех, хомяк, окно, дом.
Педагог предлагает детям назвать, что изображено на картинках, а затем, изменить слово, сказать его ласково
(портфельчик, орешек, хомячок, окошечко, домик).
2. Педагог предлагает детям выделить первые звуки в каждом слове и хорошо запомнить их. Затем дети соединяют выделенные звуки и получают новое слово (поход).
Педагог предлагает детям совершить необычный поход.
Мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
II. 1. – Нам с вами нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.
Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки:
кружка, топор, палатка, табурет, продукты, мясорубка, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрёшка, гири.
-Ребята, давайте сначала положим в рюкзак предметы со звуками [р - р’], а затем – все остальные предметы.
Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны.
Остальные картинки убираются.
- Идём мы лесом, смотрим по сторонам, ищем лесные слова со звуками [р – р’], да никак найти не можем. Вокруг, куда ни посмотри, ёлки да сосны, а под ними лисички, подосиновики, маслята.
Посмотрите, к нам навстречу идёт человек со своими друзьями (малыши в шапочках зверей). Оказалось, это егерь – человек, который наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное время. Узнал егерь, зачем ребята пришли, и говорит: «Слов со звуками [р – р’] в моём лесу видимо-невидимо. Как же вы их не нашли, не увидели? Видимо не так ищете. Давайте я вам помогу.
Привё л егерь нас на поляну и говорит: «Шли вы сейчас по лесу и что видели? (Сосны, ели). Как назвать одним словом? (Деревья). Вот вам первое слово, которое вы искали. А у дерева есть части со звуками [р – р’]. Какие? (Корень, кора, верхушка, крона.)
Ребята, давайте внимательно смотреть вокруг. Как вы думаете, какие слова со звуками [р – р’] мы могли бы встретить в лесу? ( Дети называют следующие слова: тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, муравейник, зверюшки т. д.)
3. –Егерь сидел, смотрел на нас и улыбался. А потом говорит: «Есть у меня в лесу заповедное место. Попасть в него может только человек, кто не обидит дерево, не сломает зря веточку, не сорвёт понапрасну цветок, не бросит бумажку и отгадает мою загадку:
Чистый, прохладный
Струится, бежит.
Свежей водою
Он нас напоит.
Из-под земли он на радость возник,
И называется просто (родник)
(Т. Гризик)
Егерь приглашает нас к роднику и предупреждает, что возле этого родника много слов со звуками [р – р’] встречается.
Подошли мы к горе, видим – из трещинки ручеёк льётся. (Воспитатель рассказывает за егеря и рисует схему) «Это и есть родник, - говорит егерь. – Течёт ручеёк по равнине, сливается с другими ручейками. И это уже не ручеёк, а речка. Речка впадает в озеро. Из озера вытекает река, которая несёт свои воды в море. Значит, наш родничок море питает.
Во всех этих словах тоже есть звуки [р – р’]». Я вам набрал родниковой воды. Попробуйте её, какая она?
У родника вода: прозрачная, прохладная, родниковая, хрустальная.
Воспитатель благодарит егеря за чудесный рассказ про родничок.
Егерь прощается с ребятами.
Релаксация
«Путешествие в волшебный лес» звучит «Щебетанье птиц в природе»
Лягте удобнее на коврик, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, различных кустарников и ароматных цветов.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит едва уловимый аромат цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно.
Сохраните это ощущение на весь день.
III. 1. – Давайте отдохнём около родника и поиграем в игру «Слова».
Анализируются слова-паронимы: лак – рак, игла – игра, булки – бурки, жалко – жарко.
Дети называют первый, второй, третий звуки в слове, находят звуковое различие в этих словах, объясняют значение слов.
(Бурки — разновидность тёплых сапог для холодного климата.
Лак – раствор смолы в спирте, употребляется для придания блеска различным предметам.
Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.
Игра — вид культурной человеческой деятельности. Виды игр (в основном смысле слова «игра») : Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря.
Булки – вид хлеба.
Жалко - вызывающий жалость, достойный жалости или сострадания, сочувствия человек.
Жарко - это повышение температуры воздуха до +35 °С и выше.)
2. Педагог расставляет звёздочки на нарисованной схеме. Предлагает детям ещё раз внимательно прослушать рассказ егеря, а затем ответить на вопросы. Кто правильно ответит на вопрос, тот получит звёздочку (со схемы). Вопросы будут связаны с теми местами на схеме, где расположены звёздочки.
Воспитатель повторяет рассказ егеря ещё раз и задаё т следующие вопросы: откуда вытекает родничок? Где течёт ручеёк? С чем сливается ручеёк? Что образуется после слияния ручейков? Куда впадает речка? Откуда вытекает речка? Что впадает в речку? Как образуется река?
VI. В заключение педагог просит детей вспомнить и назвать слова со звуками [р – р’], которые прозвучали на занятии.