Алиса Агентова
Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] -[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Речевое развитие:Учить различать на слух звуки [з], [ж]; произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громкостью и в различном темпе.
Упражнять в подбирании слов с этими звуками и выделять их на слух. Упражнять в образовании форм родительного падежа мн. числа имен существительных.
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Звуковая культура речи „Дифференциация звуков [З] -[Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Дидактический наглядный материал:Цветная иллюстрация к русской народной сказке «Теремок».Подбор игрушек для импровизированного магазина, в названии которых, есть звуки ж-ш (Жаба, кошка, машина, жеребенок и. т. д.)
Предварительная работа:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», чтение сказки К. Чуковского «Путаница»,
театрализованная игра «Теремок».
Словарная работа:
Уж, жар, наживка, этажерка, жильцы, мишень, ёрш, шиповник, ошибка.
Методические приемы:
1. «Аукцион»
2. «Песенка звуков ж-ш»
3. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок.
4. Игра «Путаница».
5. Упражнение для речевого аппарата «Клоуны», «Кошечка».
6. Пальчиковые игры «Считаем пальчики», «Ежики», «Ветер дует»
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель рассказывает детям такую историю:«Жил-был на свете звук «Ш».иногда у него случалось дурное настроение и он начинал громко и сердито шипеть, как масло на сковородке: «ш-ш-шкварк, шкварк, ошпарю, ош-ш-ш-парю», или гусь-забияка «ш-ш-ш-страш-ш-ш-но, страшно». (дети хором повторяют слова).
Поющие звуки, такие, как – а, о, у, е, и, э, ы, которым шипение мешало петь чисто и слаженно, решили отшлёпать звук «Ш». Звук «Ш» не захотел чтобы его отшлёпали, убежал, спрятался. Куда спрятался?Спрятался в разные слова, в том числе в слова, в которых живёт похожий на него звук «Ж». Хитрец!
Поющие звуки его не нашли, но мы с вами, я на это надеюсь, найдём звук «Ш»
Шлёпать не будем, а где он прячется поющим звукам не скажем. Разве мы ябеды?
Воспитатель предлагает поиграть. Называет разные слова, где есть звуки «Ж»; «Ш»; если в слове звучит звук «Ж» - дети показывают песенку жука, руки поднимают вверх – вниз, имитируя полёт жука. Если в слове есть звук «Ш», дети показывают песенку ужа. Рука зигзагообразно от себя идёт вперёд.
Предлагаемые слова для игры:
Жираф, шар, жар, кошка, журавль, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, жмых, ромашка, школа, животные, карандаш, жёлтый, мышка, вышка, жильцы, жеребёнок, машина, варежки, шапка, дорожка, мышка-норушка, дрожжи, оранжевый, шофёр, гараж, шум, большой, страшный, кружок, мишень, снежок, снежный, ошибка, пирожное, пушистый, вежливый, ежи, тишина, вежливый, влажный, ковш, золушка, шут, шоколад, шелковый.
Воспитатель продолжает разговор:
В нашем родном языке много слов, в которых есть звук «Ш», послушайте:
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша,
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата,
Тушат, тушат – не потушат,
Заливают – не зальют.
К. Чуковский «Путаница»
Воспитатель интересуется, помнят ли дети свистящую песенку звука «С». Объясняет, что шипящая песенка очень трудная, и не все дети умеют произносить правильно этот звук, но это не беда. Если каждый день упражняться, поднимать кончик языка к верху, округлять и вытягивать губы (показывает, то звук зашипит. Дети произносят звук все вместе и индивидуально (5-6 ответов). Если звук «Ш» произносить чёткои достаточно громко, на ладони, поднесённой к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя тёплого воздуха.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки.
1. Аш-аш-аш очень зол гусёнок наш.
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.
1. Жа-жа-жа, я поймал ужа.
2. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.
3. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.
Скороговорка: «У ежа – ежата, у ужа – ужата». Повторяют 2-3 раза.
Воспитатель предлагает игру «Путаница».
«Ребята, какие слова в стихах перепутаны?
Какими звуками отличаются эти слова?
«Шар-птица пламенем горит,
А в небе коасный жар горит-летит».
«У солдата на форме - наживка,
Приготовим для рыбы- нашивку».
Заканчивая занятие, воспитатель просит детей вспомнить русскую народную сказку «Теремок», используя иллюстрацию, рассказывает сюжет сказки, а дети, когда слыша звуки «Ш», «Ж», показывают песни этих звуков. Сегодня, ребята, завершилось наше увлекательное путешествие в мир звуков. Все они по своему красивы и интересны, каждый звук имеет свою неповторимую историю, своё звучание. А впереди нас ждут новые встречи, новые путешествия в сказочный и самобытный мир звуков, мир букв, мир слов, а значит, а значит в увлекательное путешествие – в мир знаний.
Время проведения занятия: 20 минут. После 12минут занятия воспитатель предлагает детям физкультминутку.
1. Пальчиковая игра «Считаем пальчики» (Игру можно проводить сидя за столами.)
«Можешь пальцы сосчитать? 1, 2, 3, 4, 5 (2 раза на двух руках)
Десять пальцев, пара рук – вот твоё богатство друг!»
2. «Ёжики» (игра проводится стоя)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Раз фонарик, два фонарик – ёжики, ёжики,
Наковали, наковали – ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте, - зайчик, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе – девочки, мальчики».
3. «Ветер дует»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше выше».