Мария Сергеева
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы [А], [О] [У], [И]» в старшей группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и развития речи в старшей группе с ЗПР.
Тема: «Гласные звуки и буквы [А], [О], [У], [И].
Цель: формирование фонематического восприятия (и развитие речи).
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Продолжать узнавать гласные звуки;
Продолжать упражнять в различении гласных звуков в словах;
Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов (Игра «Ребус»);
Темочки:
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
Упражнять детей в отгадывании загадок, описывающих характерные признаки объектов.
1. Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, совершенствовать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, непроизвольное внимание, мыслительные операции (синтез, анализ);
Развивать умение понимать обращённую речь, давать развёрнутые ответы на вопросы;
1. Коррекционно-воспитательные:
Развивать коммуникативные навыки взаимодействия, умение работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.
Оборудование: магнитная доска, кассы букв, разрезанные картинки перелетных птиц.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Вводная часть.
Логопед: Доброе утро, ребята! (стоят в кругу).
К нам сегодня в гости заглянул солнечный зайчик, а откуда он взялся?
Дети: Потому что солнце ярко светит.
Логопед: А какое сегодня солнце?
Ответы детей.
Логопед: Есть загадка у меня, а отгадка в ней проста:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла….
Дети: Весна.
Логопед: Верно! А почему вы решили, что наступила весна? Своё предложение начинайте со слов: «Весной…». (Игровое упражнение «Назови признаки весны» с мячом).
Дети: называют признаки весны.
Логопед: Ребята, а куда можно отправиться на прогулку в такую чудесную весеннюю погоду?
Дети: ответы.
Логопед: Я с вами согласна, тогда возьмём друг друга за руки и отправимся на прогулку …. (Включить звуки природы «Весна»).
I. Основная часть:
Логопед: Весной природа пробуждается, оживает и наполняется разнообразными звуками. Послушайте, кто это так звонко заливается? (включить звуки природы «Перелётные птицы»).
Дети: (ответы).
Логопед: А я вам подскажу:
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу,
А весной снежок растаял,
И вернулись птичьи стаи!
Логопед: О ком загадка? (Кто это)
Дети: Перелетные птицы.
Логопед: Почему мы называем этих птиц перелетными?
Дети: (ответы).
Логопед: В каждом гнезде весной появляются маленькие птенчики (Артикуляционная гимнастика)
Как пищат птенцы: пи-пи-пи-пи.
Птенцы хотят кушать («Голодные птенчики») : максимально широко открывать рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносит слоги: «ам-ам-ам».
«Птенчики ждут пищу» : сделать язык «чашечкой» и удерживать её несколько секунд.
«Очень вкусная пища!» : присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук [А].
«Клювы разных птиц» : медленно всасывать щёки в зазор между зубами; губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Логопед: Вы устали?
Дети: ответы.
Логопед: Я предлагаю остановиться на этой лесной тропинке и немножко отдохнуть (приглашает детей занять места за столами).
Логопед: Посмотрите, что это такое у вас на столах?
Дети: Конверты.
Логопед: Интересно, что в них? Откройте их и достаньте.
Логопед: что это, ребята?
Дети: Рассыпанная картинка.
Логопед: Как же нам узнать, кто на этой картинке спрятался?
Логопед: Попробуйте собрать эти картинки, чтобы узнать, кто на них спрятался (Игра «Собери картинку»).
Логопед: Кто же у вас на картинках получился?
Дети: Перелетные птицы.
Логопед: Какие птицы у вас? (Логопед опрашивает детей, каких птиц им удалось собрать и выкладывает целостные картинки на магнитную доску (Игра «Какой? Какая?»).
Логопед: Молодцы! Вы выполнили очень сложное задание. Наверно устали? Предлагаю немножко погулять (Физкультминутка).
Дружок ты мой, дрозд, (идут по кругу, машут руками-«крыльями»)
В крапинку хвост!
Носик – остренький, (указательным пальцем показывают на нос)
Бочок – пёстренький, (поглаживание боков, живота)
Крылья – тонкие, (машут руками-«крыльями»)
Песни – звонкие. (имитируют пение)
Весной распеваются, (машут руками-«крыльями»)
Зимой забываются! (садятся, руками обхватывают колени)
Логопед: Ребята, птицы, как и мы с вами, тоже умеют разговаривать, но подают они свой голос по-особенному, можно сказать, что птицы «звенят», т. е. подают звук. Посмотрите на меня и скажите, какой звук я пытаюсь произнести (логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А], то же со звуками [О], [И], [У]).
Логопед: Что я сейчас произнесла?
Дети: Звуки.
Логопед: Какие они?
Дети: Гласные.
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Гласные звуки поются ….
Логопед: А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным кружочком.
Логопед: (как вариант, включить птичьи голоса) Ребята, слышите, кажется птички с нами хотят поиграть и предлагают нам присесть на стульчики (дети садятся за столы).
Логопед: Оказывается в названиях птиц тоже спрятаны гласные звуки, кто мне скажет, какой гласный звук спрятался в названии … (Игра «Отгадай звуки в слове» с карточками: грач, стриж, дрозд, утка, аист).
Логопед: Молодцы! Вы справились и с этим сложным заданием! Нам пора возвращаться обратно (встают из-за столов, берутся за руки; включить звуки природы «Весна»). Понравилось вам наша прогулка?
Дети: Ответы.
Логопед: Что вас сегодня удивило? А что вам запомнилось? А может кто-то из вас узнал что-то новое для себя?
Дети: Ответы.
Логопед: А мне очень хочется взять альбомный лист, цветные карандаши и нарисовать перелётную птицу Иволгу, потому что эта птичка запомнилась мне своей жёлтой окраской! Очень весенний цвет! Мне бы хотелось составить целый фотоальбом о перелетных птицах, только одной мне не справиться, что мне делать, кто мне поможет!
Дети: Мы тоже рисуют перелетных птиц.