Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнить произношение гласных звуков.
• Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления.
• Упражнять в делении слов на слоги.
• Продолжать учить изменять существительные по падежам.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать артикуляционную, общую, пальчиковую моторику; координацию речи с движениями.
• Формировать кинестетические ощущения вызываемых гласных звуков.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, мышления.
• Развивать буквенный гнозис.
Воспитательные:
• Продолжать учить внимательно слушать педагога и друг друга.
• Воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе.
Материал:
Цветные щётки, символы звуков, красные домики из картона, мяч, карточки с буквами, красные карандаши, предметные картинки, карточки с ребусами.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой и артикуляционной моторики, нормализация тонуса кистей и пальцев рук. Постановка цели занятия.
1). Дети сидят за столами. Проводится массажная игра «Этот пальчик…».
Логопед предлагает каждому ребёнку взять в правую руку щёточку и поглаживать ею каждый пальчик, начиная с большого, под текст:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик уж уснул…
Этот пальчик прикорнул.
Тише, тише, не шумите.
Братиков не разбудите.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
После этого дети перекладывают щётки в другую руку. Игра проводится второй раз.
Логопед: «Какое слово часто встречалось в стихотворении? (Этот). Какой первый звук в этом слове? Гласный он или согласный? Это гласный звук. Сегодня будем вспоминать гласные звуки: слушать их и различать.
2) Артикуляционная гимнастика с использованием картинок.
Логопед показывает детям картинки, по которым дети вспоминают знакомые упражнения и выполняют их: «Птенчики», «Трубочка», «Заборчик», «Улыбочка», «Лягушка», «Бублик».
II. Общая характеристика гласных звуков.
Логопед проводит краткую беседу о гласных звуках:
- Какие гласные звуки вы помните?
- Почему они называются гласными?
- В каком домике «живут» гласные звуки?
- Кружком какого цвета мы их обозначаем?
Чтение стихотворения с демонстрацией символов звуков (из пособия З. Е. Агранович).
Гласные тянутся песенкой звонкой:
Могут смеяться,
Могут стонать,
Могут качать в колыбели Алёнку,
Могут завыть,
И закричать,
Могут гудеть, как пароходы –
Гласные тянутся громко и долго!
Логопед: «Сколько гласных звуков мы с вами знаем?»
III. Уточнение артикуляции гласных звуков. Угадывание гласных по беззвучной артикуляции. Анализ звукового ряда из 2-х, 3-х, 4-х гласных.
Логопед: «Сейчас я буду произносить гласные звуки очень тихо, почти без голоса. А вы угадывайте по моим губам, какие это звуки». Логопед воспроизводит беззвучную артикуляцию гласных звуков. Дети называют их громко. После этого воспроизводятся беззвучно сочетания гласных с их последующим анализом:
«АУ». Что я сказала? Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук? Сколько всего звуков?»
Аналогично проводится работа со звукосочетаниями «АИУ», «ОЭИА».
IV. Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений.
1). Выделение звука из начала слова. Игра с мячом.
Логопед бросает детям мяч, называя слово, а дети определяют первый звук, и, возвращая мяч, называют его. Желательно, чтобы дети отвечали предложением: «В слове утка первый звук «у». В игре сначала используются слова, в которых первый гласный стоит под ударением, затем без ударения:
окна,
игры
улица
Африка
Эля
ива
избушка
улитка,
ананас
эскимос
утюг
антенна.
Логопед: «А теперь вы придумайте несколько слов с гласным звуком в начале слова».
2). Выделение гласного звука из конца слова. Работа проводится аналогично:
коньки
коты
весна
кино
кенгуру
ведро
кубики
магазины
сумки
комната
алоэ и др.
Логопед: «А теперь вы придумайте несколько слов с гласным звуком в конце слова».
3). Выделение гласного звука из середины слова. Игра «Угадай звук».
Дети получают от логопеда картинки. Каждый ребёнок называет предмет, изображённый на картинке, определяет гласный звук, который находится в середине слова. Картинки для игры: мак, лук, дым, мэр, дом, кит.
Логопед: «Попробуйте сами придумать несколько слов, в которых гласный звук находится в середине (ответы детей). Итак, где же могут находиться гласные звуки? Они могут находиться в начале, середине и конце слов».
V. Закрепление знаний о слогообразующей функции гласных.
Логопед предлагает детям вспомнить и повторить правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов». Затем проводится слоговой анализ слов «ли-са», «ку-ни-ца» (показ соответствующих картинок). После этого логопед предлагает назвать только гласные звуки этих слов: «лиса» – «и», «а»; «куница» – «у», «и», «а».
VI. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Формирование кинестетических ощущений вызываемых гласных звуков средствами фонетической ритмики (Датешидзе Т. А.):
Пропевание гласных с длительным плавным движением рук:
«А»: широко развести руки вперед - в стороны.
«У»: плавное движение обеих рук вперед.
«О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
«И»: плавное движение обеих рук в стороны.
«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
«Э»: плавное движение рук в стороны - вниз.
VII. Развитие буквенного гнозиса. Игра «Умный пальчик».
Логопед предлагает детям разложить карточки с буквами на столе в том порядке, в котором он их назовёт: Э, О, И, А, У, Ы. Затем логопед называет гласные звуки в произвольном порядке, а дети показывают соответствующие буквы.
Логопед: «Что я называла? (звуки). Что вы показывали? (буквы)». Напоминание правила: «Мы звук произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем».
VIII. Развитие грамматического строя речи. Изменение существительных по падежам. Работа над предложением.
Логопед: «Сейчас я буду произносить предложения. Но последнее слово в каждом из них не назову, а покажу картинку. А вам нужно найти и показать букву, которая обозначает первый звук этого слова и повторить предложение полностью»:
Зима наступила после…. (осени) – «О».
На крышу поставили новую… (антенну) – «А».
У Светы много…. (игрушек) – «И».
Солдат стреляет из… (автомата) – «А».
Пчёлы живут в … (улье) – «У».
Коля прочитал рассказ об… (эскимосах) – «Э».
В дождливую погоду на тропинку выползли… (улитки) – «У».
IX. Развитие графических умений.
1). Соединить картинки с нужными буквами (по первому звуку).
2).Печатание словосочетаний под диктовку красными карандашами: «АУ», «ЭИО», «УЫАО».
X. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Какие звуки мы сегодня с вами вспомнили? В какие игры мы поиграли?
Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников, отмечая успехи каждого из них, дарит каждому ребёнку картинку-ребус, завершая занятие чтением стихотворения:
Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
В качестве приложения предлагаю интерактивную игру «Буква потерялась», в которой дети должны найти нужную букву и вернуть её в слово.