Османова Ольга Сайгидовна
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов; определять гласные, согласные (мягкий, твердый, место звука в слове, делить слова на слоги, определяя количество слогов, уточнять понятия "звук" и "буква". Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений, обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте „Буквы и звуки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивающие : Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, память, развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитательные: Создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа: Звук, слог, буква, слово, предложение.
Материал:
Демонстрационный материал: Плакат с алфавитом, картинка с иллюстрацией "Зима", буквы для составления коротких слов С,О, Л,Н, мяч.
Раздаточный материал: Картинки-пары, предметные картинки (домики) для определения количества слогов, картинки для определения предмета, простой карандаш, картинки и буквы Я, В для составления предложения "Я иду в школу"
Предварительная работа: Заучивание стихов, отгадывание загадок, знакомство с буквами и звуками, с иллюстрациями по теме, игры на развитие фонематического слуха.
Использование: ИКТ
Виды деятельности: игровая, речевая, познавательная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Ход занятия:
Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро продлится до вечера.
Воспитатель- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия. Вы многому научились в детском саду, скоро пойдете в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения. Давайте повторим с вами правило речи :
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим.
1. Воспитатель- Напомните, что вы изучаете на занятиях по обучению грамоте?
Дети- Мы изучаем звуки и буквы
Воспитатель- Чем отличаются звуки от букв?
Дети- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
Дети-Буквы
Воспитатель- На доске на плакате написаны буквы, давайте их назовем.
Воспитатель- Какие две группы у нас получились?
Дети- Гласные и согласные.
Воспитатель- Как произносятся гласные звуки?
Дети- Поются, не встречают преграду при произношении, образуют слог.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.
Воспитатель- Как произносятся согласные звуки?
Дети- Не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слоги.
А согласные согласны шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Игра на развитие мелкой моторики рук «Составь короткое слово»
Воспитатель- Я приготовила для вас необычные кружочки, что вы на них видите?
Дети- Буквы.
Воспитатель- Необходимо из имеющих букв составить как можно слов
С, О, Л, Н. - Сон, Слон, Он, Но, Нос.
Много с буквами хлопот уж, такой они народ,
Но когда с умом толково их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
Воспитатель- СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они?
Дети- Короткие.
Воспитатель- Назовите еще короткие слова.
Дети- Кот, дом, сыр, лес, мир, кит.
Воспитатель- Какие еще бывают слова?
Дети- Длинные.
Воспитатель- Назовите длинные слова.
Дети- Велосипед, фотоаппарат, экскаватор, президент, библиотека
3. Чтение скороговорки: "Зимним утром от мороза на заре звенят березы"
Воспитатель- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?
Дети- Звук "З"
Воспитатель- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука "З" в слове: в начале, в середине или в конце слова. (Зима, корзинка, азбука, поезд, береза, заря, незабудки, мороз, ваза, золото, арбуз, кругозор, звезда)
4. Звукобуквенный анализ слова Зима.
Воспитатель-Ребята, какое сейчас время года? (показ картины)
Дети- Зима.
Ребята выкладывают из магнитных букв на доске слово- "Зима".
Сколько букв в слове "Зима"? (4 буквы)
А сколько звуков в слове "Зима" (тоже 4)
Сколько согласных звуков в слове "Зима" (2 согласных звука)
Назовите их. (Звуки З, М)
Сколько гласных звука в слове "Зима" (2 гласных звука)
Какие это звуки? (И, А)
Сколько слогов в слове "Зима" (Два)
З- согласная, звонкая, мягкая.
И- гласная, безударная.
М- согласная, твердая, звонкая.
А- гласная, ударная.
Вспомним правило: "Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов"
5. Музыкальная физкультминутка «Найди пару»
Воспитатель- Посмотрите, сколько снежинок. Возьмите по одной снежинке.
А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово. А сейчас мы потанцуем с снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас. Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с снежинками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, орех – огурец, чайник-часы, книга-карандаш, ананас-автобус, мяч-морковь, сова-слон) Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Работа с раздаточным материалом
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду, там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, быстро правильно считать.
Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду!
6. Задание на внимание "Определи время года и соедини стрелками подходящие картинки"
7. Задание "Рассели животных"
Ребята, у вас на столах волшебные домики. Одно окошечко- один слог, два окошечка - два слога, три окошка- три слога. Вам нужно расселить животных по домикам, если в названии животных один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т. д.
8. Задание "Определи и напиши название предмета"
Гимнастика для глаз:
В нашем садике, как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки, очень озорные!
Через них,смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь, что это жук!
А вот сороконожка, гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
9. Задание "Составь предложение из букв и картинок"
Воспитатель- Отгадайте загадку:
Оно может быть тихим,
Оно может быть громким,
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым,
Оно может обидеть,
Оно может рассмешить,
Его можно взять и написать
Дети- Слово.
Воспитатель- Верно. Что получается из слов, которые собираются вместе?
Дети-Предложения.
Воспитатель- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения. Сейчас составьте из букв и картинок предложение "Я иду в школу"
Какой знак ставится в конце предложения?
Дети- Точка.
Воспитатель- А сейчас немножко поиграем.
10. Игра с мячом «Подскажи словечко»
МА, Мы, Но, Ша, Ли, Му.
Дети- Машина, мама, малыш, масло, матрас, мыло, мышь, нора, нос, носки, шарик, шашки, лимон, липа, лиса, муха, мусор.
Рефлексия. Ребята, я рада за вас вы выполнили все задания, которые я вам приготовила. Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку.
Как хорошо быть грамотным на свете,
Все знать и много так читать
Ведь грамота- ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать
В знак благодарности за отличные знания я приобрела прописи, которые вам дарю.