альфира афтахова
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв АУО, ОИА, УОИ.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение слышать звук в слове и называть его местонахождение (в начале, середине, в конце);
- формировать навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
- закреплять правильное употребление окончаний имен существительных во множественном числе.
Развивающие :
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „В гости к ноябрю, Гласные звуки (обобщение)“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- развивать фонематический слух, артикулярную моторику голоса, мелкую моторику рук, память, слуховое внимание, мышление, речь
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, слаженность в коллективной работе, внимательное отношение к своим товарищам.
- воспитывать интерес к миру животных, доброжелательное отношение к ним.
Материалы и оборудование: конверт с письмом; картинка со зверями или игрушка (белка, волк, заяц, лиса); распечатка с заданием на каждого ребенка; красный карандаш на каждого ребенка; карточки-символы гласных звуков а, у, и, о; буквы: А, О, У, И;.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Дорогие ребята! Давайте в это прекрасное утро улыбнемся друг другу и скажем всем: «Доброе утро»!
Упражнение «Ленивые восьмерки» (для активизации работы мозга).
Воспитатель:- А для того, чтобы вы были бодры и веселы, я предлагаю вам упражнение: нарисуйте в воздухе «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Упражнение «Шапка для размышлений» (для улучшения памяти, развития мышления и речи).
Воспитатель: - Вот вы и проснулись! Чтобы вы были самыми умными, наденьте «шапку для размышлений», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Воспитатель: - Мы стали умнее, бодрее, веселее и готовы к любым трудностям!
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какое красивое письмо у меня в руках. Хотите узнать, от кого? Давайте посмотрим, что там написано. (Вскрываю конверт и зачитываю письмо.)
Снегири, дрозды прилетели,
Все звери шубки поменяли,
Подходит осень уж к концу,
Лес приготовился ко сну!
Воспитатель: - Ребята, о каком месяце идет речь?
Дети: - Это месяц ноябрь, последний месяц осени.
Воспитатель: - О чем нам пишет месяц ноябрь?
Дети: - Звери поменяли шубы, снегири прилетают, осень кончается.
Воспитатель: - Послушайте, что дальше пишет месяц Ноябрь. «Здравствуйте, ребята! Осень подходит к концу. Я решил позвать зверей на лесной совет, чтобы узнать, готовы ли они к зиме. Но хитрая лиса похитила из Азбуки мои любимые буквы, а они очень нужны жителям леса, так как без них никак нельзя прочитать многие слова. Лиса обещает вернуть буквы, если вы правильно выполните ее задания».
Воспитатель: - Чтобы узнать, какие буквы были похищены, вам нужно отгадать следующие загадки:
Айболиту все сперва
Говорили букву. (А)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву (О)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву. (У)
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой. (И)
(Воспитатель выставляет карточки-символы гласных звуков после отгадывания загадок).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на символы и скажите, что общего между ними?
Дети: - Все они красного цвета.
Воспитатель: - Почему эти кружочки так окрашены?
Дети: - Потому что они обозначают гласные звуки.
Воспитатель: - Что вы знаете о гласных звуках?
Дети: - Гласные звуки поются, нет преград, воздух проходит свободно.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Но почему не появились буквы, что мы должны сделать?
Дети: - Вернуть буквы.
Воспитатель: - Какие буквы нам надо спасать?
Дети: - А, О, И. У.
Фонетическая разминка
А-А-А - шире ротик детвора.
У-У-У - всех детей к себе зову.
И-И-И - ротик к ушкам потяни.
О-О-О - деткам очень хорошо.
Дети рассаживаются по местам.
Буква «А»
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла белка (демонстрация игрушки или картинки белки).
Воспитатель: - Как белка готовится к зиме?
Дети: - Собирает грибочки, шишки, сушит грибы и прячет их в дупле.
Воспитатель: - Ноябрь знает, что белка – запасливая и попросил запасти фрукты и овощи на зиму. Но дождем размыло слова в списке фруктов и овощей, которые надо было купить. И без вашей помощи ей не справиться.
(На столах у детей разложены карточки, разделенные на три клетки и кружочек черного цвета).
Воспитатель: - Я буду произносить часть слова без звука «А». Вы дополните его звуком «А» и скажите все слово: _ брикос, слив_, ф_соль, _ пельсин, груш _, к_ ртофель, _ рбуз.
(Дети показывают на карточке фишкой положение звука «А» : в начале, в середине или в конце слова)
Воспитатель: - Дима, почему ты положил фишку на первую клетку?
Дима: - Потому что в слове «абрикос» мы слышим звук «А» в начале слова.
Воспитатель: - Алина, расскажи, куда ты положила фишку в слове «груша»?
Алина: - В слове «груша» мы слышим звук «А» в конце слова. Поэтому я положила фишку на последнюю клетку.
Воспитатель: - Молодцы, справились с этим заданием и спасли первую букву алфавита.
(Воспитатель выставляет букву «А».)
Буква «У»
Появляется волк (демонстрация картинки или игрушки).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какой грустный волк. Давайте развеселим волка и споем его любимую песню. Как волк воет?
Дети: - У-у-у!
Воспитатель: - Молодцы. А как воет маленький волчонок?
Дети: - у-у-у!- (тоненьким голоском, тихо)
Воспитатель: - Мальчики, покажите, как большой волк поет свою песню. Девочки, а вы спойте, как маленькие волчата.
Воспитатель: - А как волк готовится к зиме?
Дети: - У волка шубка становится более густой, теплой.
Игра «Поймай звук»
Воспитатель: - А сейчас мы с вами будем ловить звук «У» ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук «У» – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-э-у-и-э-ы-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…
Воспитатель: - Хорошо, и с этим заданием мы справились. Помогли волку спеть его песню и ловили ладошками звук «У».
(Воспитатель выставляет букву «У».)
Появляется заяц и предлагает с ним поиграть (заяц белого цвета).
Физминутка «Заяц прыгнул на пенек»
Скок-поскок, скок-поскок,
Заяц прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Всех зайчат играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись!
Лапки ставим на бочок, (Ставят руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок!
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки!
(Дети сопровождают текст соответствующими движениями)
Воспитатель: - Готов ли заяц к зиме, посмотрите на него?
Дети: - Да, заяц поменял шубку, у него шерстка стала белой.
Буква «И». Игра «Один-много».
Воспитатель: - Ребята, месяц Ноябрь попросил зайку посмотреть, все ли в лесу в порядке и много ли предметов стало в лесу. Но заяц столкнулся с проблемой, он не знает, как называются предметы во множественном числе. Наверное, надо ему помочь. Мы сейчас поиграем в игру «Один-много». Я буду называть вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.
Дети стоят полукругом. Воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребенку.
Ветка – ветки, грибочек – грибочки, шишка – шишки, ягодка – ягодки, пенек – пеньки, кустик – кустики, елка – елки, орех – орехи.
Воспитатель: - Ребята, какой звук вы называли в конце слов?
Дети: - В конце слов мы называли звук «И».
Воспитатель: - Мы поиграли в игру «Один-много» и нашли букву «И».
(Воспитатель выставляет букву «И».)
(Дети садятся на свои места)
Буква «О»
Появляется лиса.
Воспитатель: - Ребята, лиса хочет рассказать вам одну историю. Однажды гуляла лиса по лесу и увидела красивые бусы. Сначала она удивилась: О-о-о! Как лиса удивилась? Потом она заметила, что не хватало одной бусинки, и огорчилась: О-о-о! Как она огорчилась? Вдруг что-то блеснуло в траве, и лиса увидела недостающую бусинку и радостно воскликнула: О-о-о! Как лиса радовалась?
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А вы знаете, как лиса готовится к зиме?
Дети: - Да, у лисы шерстка становится теплой, вырастает густая длинная шерстка.
Воспитатель: - Лиса очень удивилась, что вы справились с ее трудными заданиями. Но она сомневается, что вы сможете найти последнюю букву. Попробуем?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Слушайте: надо найти букву «О» среди других букв и украсить ее бантиком.
Детям раздаются листочки с изображением букв и цветные карандаши. Дети украшают бантиком букву «О»
Воспитатель: - Вот, молодцы, еще с одним заданием справились. Среди разных букв отыскать нужную нам букву «О».
(Воспитатель выставляет букву «О».)
Гимнастика для глаз «Рисуем буквы глазами»
Воспитатель: - А теперь пусть немного отдохнут наши глазки. Встаньте около своих мест. Мы сейчас будем рисовать взглядом сверху вниз и справа налево те буквы, которые мы уже спасли.
(Воспитатель показывает карточки с буквами А, У, О, И).
Анализ, синтез и чтение сочетаний звуков.
Дети садятся. У них на столах разложены буквы А, У, О, И и «дорожки» для букв.
Воспитатель: - Послушайте, как я скажу. АУИ. Сколько звуков вы услышали?
Дети: - Мы услышали три звука.
Воспитатель: - Какой первый звук?
Дети: - Первый звук – А.
Воспитатель: - Какой второй звук?
Дети: - Второй звук – У.
Воспитатель: - А какой третий звук?
Дети: - Третий звук – И.
Воспитатель: - Разложите на своих дорожках, что я написала.
Воспитатель: - Прочитайте, что написано.
Дети читают по одному и хором.
То же: АОУ, ОУИ.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Вот и вернули мы все буквы на место. Месяц Ноябрь собрал зверей на лесной совет и успокоился. Все звери готовы к зиме. А вам ребята, он передал большое спасибо!
-Какие буквы мы помогали искать Ноябрю? В чём сходство этих звуков и в чём отличие?
- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме?
- Какая игра вам больше всего понравилась?