Ольга Орлова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Шпунтика. Звук [Ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить у детей произношение звука Ш, познакомить с буквой Ш (ша).
Задачи:
• продолжать учить выделять звук ш в слогах, словах;
• учить детей умению подбирать слова с нужным звуком, определять позицию звука в слове;
• совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;
• активизировать словарь детей;
• воспитывать уважение к родному языку, умение оказывать помощь друг другу.
Интеграция образовательных областей:
• «физическое развитие»
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• «художественно — эстетическое развитие»
• «социально – коммуникативное развитие»
Предварительная работа: чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», просмотр мультфильма про Незнайку, игры «Поймай звук», «Чей домик», «Доскажи словечко».
Материал и оборудование: предметы, в названиях которых находится звук Ш, игровой персонаж Шпунтик, интерактивная доска, слайдовая презентация, видеофильм «Уроки тетушки Совы»
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
(звучит музыка – космические сигналы) Слайды 1-3
- Ребята, с нами из космоса на связь вышел сказочный герой, друг Незнайки - Шпунтик! Он захотел покорить Вселенную, совершить космическое путешествие на звездолете и провести научные исследования. Но со Шпунтиком случилась беда. Космический волшебник Звуколов заблокировал все системы на корабле, а главное, он похитил первый звук в его имени. Что же ему теперь делать? Может мы сможем с вами ему помочь?
- Конечно, мы найдем первый звук в его имени и поможем восстановить все системы на звездолете.
- А какой же звук мы будем искать? (Звук ш)
2. Характеристика звука
- Чтобы найти звук, мы должны знать его приметы.
- Звук ш может петь песенку? (Нет)
- Значит, он гласный или согласный? (Согласный)
- Звук ш твердый или мягкий? (Этот звук с секретом, он всегда твердый, у него нет пары по мягкости – твердости)
- Проверим, глухой это звук или звонкий? (колокольчик не звенит, он глухой)
- Теперь мы знаем приметы звука, повторим их еще раз.
- Каким цветом он может обозначаться? (синим).
- Теперь мы можем его искать.
3. Чтение чистоговорок
- У Звуколова есть большая пещера с замком, может он спрятал звук в пещеру? Тогда нам нужно повторить волшебное заклинание.
Ша – ша – ша аш – аш - аш
Шо – шо – шо ош – ош – ош
Ши – ши – ши иш – иш - иш
Шу – шу – шу уш – уш – уш
- Молодцы, замок открыли. Теперь поищем звук ш. Давайте найдем слова с этим звуком.
(Шляпа, шарф, шкаф, шнурки, шоколадка, шапка, шуба, шлем, шашки, шахматы и др.)
- Как много слов мы нашли, но, к сожалению, здесь нет звука ш, принадлежащего Шпунтику.
- А может он спрятался в других словах? (дети садятся за столы перед доской)
4. Определение позиции звука в словах (в начале слова, в середине, в конце)
Слайды 4-10
(Дети определяют позицию звуков в словах : груша, шкаф, чашка, шапка, кошка, лягушка, карандаш)
- И здесь нет звука, принадлежащего Шпунтику. Какой хитрый Звуколов, он так далеко спрятал звук.
- А может он спрятал в какой – нибудь букве?
- А чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, читаем и видим).
5. Знакомство с буквой Ш (ша)
- Но интересно, в какой же букве он мог спрятать звук ш? (в букве –ша-)
Слайд 11
Посмотри на букву – ша -,
Буква очень хороша.
- Как вы думаете, на что похожа буква ша?
- Конечно же, как же мы сразу не догадались, что звук - ш - спрятался в букве Ш (ша).
- А как же вернуть этот звук Шпунтику?
- Давайте мы сконструируем букву Ш (ша) из конструктора букв.
а) Конструирование буквы из конструктора букв.
б) Выделение звука в слогах.
- А сейчас мы эту букву найдем в слогах, и она вернет нам звук Шпунтика.
- Обведите в кружок все буквы Ш (ша).
- А теперь посмотрите друг у друга, проверьте, чтобы ни одна буква от нас не убежала.
Слайд 12, 13
- Молодцы! Смотрите, какой веселый Шпунтик, он так рад, что звук ш вернулся в его имя. Шпунтик благодарит вас и надеется, что с вашей помощью он восстановит все системы на звездолете.
- Конечно, мы поможем Шпунтику, но сначала нам нужно набраться сил.
Слайд 14
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
6. Составление схемы слова и звуко – буквенный анализ слова.
Слайды 15-17
- Пришло время найти первую подсказку, чтобы Шпунтик смог отремонтировать первый отсек звездолета. Для этого составим схему слова шарик.
(Дети составляют схему слова шарик и проводят звуко – буквенный анализ данного слова)
(ш – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой; а – гласный, обозначается красной фишкой; р – согласный, мягкий, обозначается зеленой фишкой; и – гласный, обозначается красной фишкой; к – согласный, твердый, обозначается синей фишкой; всего 5 звуков)
- Отлично, первая подсказка есть.
7. Составление слов из слогов
- Чтобы найти вторую подсказку для подключения всех систем, нужно собрать слова из слогов.
- На воздушных шариках слоги: - ры - ша – шу – ба – рик – гру – ма –на -
( Дети составляют из слогов на воздушных щариках слова: груша, шуба, машина, шина и другие).
- Вот сколько слов мы собрали. Теперь с нашими подсказками Шпунтик обязательно восстановит все системы на звездолете.
8. Подведение итогов.
Слайд 18
- А пока Шпунтик восстанавливает свой звездолет, мы вспомним, какой звук мы помогли найти Шпунтику? (звук ш – согласный, твердый, глухой)
- А в какой букве он прятался? (В букве Ш - ша -)
- Как вы думаете, на какой планете Шпунтик будет проводить исследования, если она находится рядом с солнцем и еще она самая маленькая планета? (Меркурий)
- А какая самая большая планета? (Юпитер)
- А на каких планетах сможет он еще провести свои исследования?
Слайд 19
- Вот и восстановил Шпунтик все системы на звездолете. Он так рад и в знак благодарности он прислал вам из космоса мультфильм о первом звуке своего имени. Давайте пожелаем ему счастливого космического пути, а сами посмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы»