Амина Керимова
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Звук[Щ], и буква Щ.
Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением;
Задачи:
- Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
- Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
- Закреплять умение определять позицию звука в слове.
- Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
- Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [Щ], буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать развиватьумение преобразованию слов; читать слова и предложения.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать умение концентрировать внимание.
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
- Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование:
«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ», палочка - отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.
ХОД ООД:
1. - Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу.
- Ребята, послушайте скороговорку. И назовите звук., который здесь чаще всего встречается
У нашего котищи
Зеленые глазищи,
Торчащие усищи,
Длиннющий хвостище
А моется все чище.
--какой звук вы здесь услышали повторяющимся? (Ответы детей)
2.– Ребята, давайте, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитаем, от кого это письмо.
- Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
- Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, и произнесите отчетливо звук [Щ].
3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)
4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).
5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.
- Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ] хлопните в ладоши.
А, о, щ, р, а, н, в, ш, ы,х, щ, Ка, щуцы, щип ща, ро щи, кле гол, ще щи, лещик, я ка, ще
ка, щеп
- А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т. д.
-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
Упражнение «Один - много»
Щетка – щетки ящик - (ящики)
щука - (щуки) щенок - (щенки)
щека - (щеки) роща - (рощи)
плащ - (плащи) клещ - (клещи)
овощ -(овощи) лещ - (лещи)
6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
- Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).
- Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите схему своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.
Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).
7. Деление слов на слоги.
- И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).
- Молодцы и с этим заданием справились!
8. Составление предложений.
-Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).
- Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.
- Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).
-Нашёлся сундучок и Чудище здесь.
- Ты зачем букву похитило?
Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.
-Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).
Чудище: Ой, как некрасиво получилось.
-Тебе не нравится! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.
Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)
- Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).
Физкультминутка:
Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте,
Ищем ракушки в песке (наклоны, имитация поиска ракушек)
И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (потянуться)
9. Знакомство с буквой Щ.
Дети садятся за столы.
- Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)
- Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.
10. Работа в кассах, преобразование слов.
- А сейчас откроем кассу и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). Мадина, помоги нам выполнить это задание. (индивидуальная работа) На верхнюю полоску выложи слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип.
11. Итог занятия.
-Ребята. Давайте запомним с вами стихотворение:
Буква Щ щеночка мыла,
Песика щипало мыло
Буква Щ тогда щеночка
Нежно целовало щечку
- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Щ].
-Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.
Чудище: Вот спасибо!
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!