Ольга Армеева
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква [ф], звук [ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф.
Задачи:
1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об
акустических особенностях.
2. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных
и гласных звуков.
3. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.
4. Продолжать учить составлять слова из букв разрезной азбуки.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки.
6. Воспитывать положительную мотивацию.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Буква [ф], звук [ф]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: ноутбук, телевизор, CD- проигрыватель, магнитная доска, картинки, разрезные азбуки.
Ход.
Ребята, вы любите сюрпризы?
Сегодня на занятии нас ждет много всего интересного. Готовы? Я предлагаю вам закрыть глаза и посчитать до 8.
/воспитатель надевает цилиндр и накидку/
- Угадайте, кто я? - Фокусник!
- Кто такой фокусник? Человек, который показывает фокусы.
/воспитатель выставляет картинку на доску/
- Посмотрите – у меня есть волшебный сундучок, в котором спрятались слова. Хотите посмотреть?
- Ай-яй-яй! Вот тебе и волшебный сундучок! Что там? Шарики! Все мои слова спрятались в шарики. Что делать? Помогите мне их найти.
Пальчиковая гимнастика в кругу с использованием шариков Су-джок.
Задание: у кого синий шарик – нужно придумать слова, в названии которых первый звук согласный; у кого красный шарик – первый звук гласный.
- Молодцы! /дети садятся на места/
- Что у меня в руках? - Фотоаппарат! - Человеку какой профессии он нужен? (фотографу).
/воспитатель выставляет картинку фотографа/
- Скажите, какой первый звук мы слышим в словах ФОТОГРАФ, ФОТОАППАРАТ, ФОКУСНИК, ФОКУС? - [Ф]
- Давайте произнесем этот звук.
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный)
- Почему?
Воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа, не поется, произносится отрывисто.
Что делают губы, зубы и язык, когда произносят звук [Ф]? Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята; верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой, язык внизу.
- Звук [Ф] – глухой или звонкий? Горлышко спокойно, не дрожит.
/воспитатель предлагает произнести звук [Ф] спокойно, тихо, громко/
- Каким цветом будем обозначать звук [Ф]? (синим). Почему? (он твердый)
- А как вы думаете, может звук [Ф] быть мягким? Давайте попробуем произнести этот звук мягко. [Ф`]. Значит, этот звук в словах может быть и твердым, и мягким.
Итак, звук [Ф] – согласный, глухой, может быть твердым [Ф] и мягким [Ф`]. Сегодня звук [Ф] в синей рубашке потому, что он твердый. Прячется он в букве Ф. /воспитатель выставляет букву/
- Сейчас я вам предлагаю стать фокусниками! Выложите на столе букву Ф. (слайд 2 – буква Ф)
- На что похожа буква Ф? (слайд 3)
/дети называют, предлагают свои варианты/
- А еще эта буква похожа на каждого из вас! Не верите? Встаньте, поставьте руки на пояс, повернитесь друг к другу, к гостям – вы стали похожи на букву Ф.
- Молодцы!
- А для того, чтобы запомнить новую букву, давайте мы ее сфотографируем.
/работа с лабиринтом/
- Что нам для этого нужно? Фотоаппарат. – Вот и фотоаппарат пригодился.
Вам нужно провести дорожку от фотоаппарата до большой буквы Ф, пройдя весь путь только по маленьким буквам Ф. /показ воспитателя на доске.
Дети работают за столами, звучит аудиозапись «Маленький принц». Тем, кто быстро справился, воспитатель предлагает раскрасить букву, фотоаппарат/.
- Молодцы! Спасибо!
- А сейчас я приглашаю всех посмотреть наш традиционный видеоурок /просмотр мультиурока/.
Гимнастика для глаз «Футбол»
- Выполняем упражнение для того, чтобы глаза отдохнули. Следите за мячом.
- В какую игру играют таким мячом? (в футбол). Кто играет в футбол? (футболист)
/воспитатель выставляет картинки/
- Вот бы нам такой мяч, но настоящий, футбольный. Есть у меня еще один фокус, но не уверена, что получится. Вы мне поможете?
Надо произнести волшебные слова:
Фа-фа-фа – в лесу живет дрофа,
Фу-фу-фу – мы видели дрофу,
Фы-фы-фы – видели птенцов мы у дрофы
/говорят тихо – громко, девочки – мальчики. Кладем мячик в волшебную шкатулку, произносим слова, открываем – в шкатулке лежат картинки, в названии которых есть звук [Ф]/.
- Фокус не удался, но ничего страшного. Давайте позвоним настоящему фокуснику – пусть он нам поможет. /воспитатель набирает телефон фокусника/. А пока мы его ждем, давайте попробуем выложить слово ФОКУС из букв. /воспитатель раздает карточки с изображением буквы Ф/
- Молодцы!
Сюрпризный момент.
Приход фокусника.
Диалог с детьми и воспитателем: дети просят превратить маленький игрушечный мяч в настоящий. Фокусник соглашается, но просит детей помочь ему.
Фокус 1 – превращает игрушечный мяч в настоящий.
Фокусник обращает внимание на шкатулку, открывает ее - видит, что она пустая и спрашивает детей: - Хотите еще фокус?
Фокус 2 – «Волшебные пилюли»
(дети произносят «волшебные слова) – чистоговорку со звуком [Ф], волшебник угощает детей витаминами.
Воспитатель благодарит фокусника, детей за интересное занятие.