Ольга Армеева
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква [ф], звук [ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф.
Задачи:
1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об
акустических особенностях.
2. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных
и гласных звуков.
3. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.
4. Продолжать учить составлять слова из букв разрезной азбуки.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки.
6. Воспитывать положительную мотивацию.
Темочки:
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: ноутбук, телевизор, CD- проигрыватель, магнитная доска, картинки, разрезные азбуки.
Ход.
Ребята, вы любите сюрпризы?
Сегодня на занятии нас ждет много всего интересного. Готовы? Я предлагаю вам закрыть глаза и посчитать до 8.
/воспитатель надевает цилиндр и накидку/
- Угадайте, кто я? - Фокусник!
- Кто такой фокусник? Человек, который показывает фокусы.
/воспитатель выставляет картинку на доску/
- Посмотрите – у меня есть волшебный сундучок, в котором спрятались слова. Хотите посмотреть?
- Ай-яй-яй! Вот тебе и волшебный сундучок! Что там? Шарики! Все мои слова спрятались в шарики. Что делать? Помогите мне их найти.
Пальчиковая гимнастика в кругу с использованием шариков Су-джок.
Задание: у кого синий шарик – нужно придумать слова, в названии которых первый звук согласный; у кого красный шарик – первый звук гласный.
- Молодцы! /дети садятся на места/
- Что у меня в руках? - Фотоаппарат! - Человеку какой профессии он нужен? (фотографу).
/воспитатель выставляет картинку фотографа/
- Скажите, какой первый звук мы слышим в словах ФОТОГРАФ, ФОТОАППАРАТ, ФОКУСНИК, ФОКУС? - [Ф]
- Давайте произнесем этот звук.
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный)
- Почему?
Воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа, не поется, произносится отрывисто.
Что делают губы, зубы и язык, когда произносят звук [Ф]? Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята; верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой, язык внизу.
- Звук [Ф] – глухой или звонкий? Горлышко спокойно, не дрожит.
/воспитатель предлагает произнести звук [Ф] спокойно, тихо, громко/
- Каким цветом будем обозначать звук [Ф]? (синим). Почему? (он твердый)
- А как вы думаете, может звук [Ф] быть мягким? Давайте попробуем произнести этот звук мягко. [Ф`]. Значит, этот звук в словах может быть и твердым, и мягким.
Итак, звук [Ф] – согласный, глухой, может быть твердым [Ф] и мягким [Ф`]. Сегодня звук [Ф] в синей рубашке потому, что он твердый. Прячется он в букве Ф. /воспитатель выставляет букву/
- Сейчас я вам предлагаю стать фокусниками! Выложите на столе букву Ф. (слайд 2 – буква Ф)
- На что похожа буква Ф? (слайд 3)
/дети называют, предлагают свои варианты/
- А еще эта буква похожа на каждого из вас! Не верите? Встаньте, поставьте руки на пояс, повернитесь друг к другу, к гостям – вы стали похожи на букву Ф.
- Молодцы!
- А для того, чтобы запомнить новую букву, давайте мы ее сфотографируем.
/работа с лабиринтом/
- Что нам для этого нужно? Фотоаппарат. – Вот и фотоаппарат пригодился.
Вам нужно провести дорожку от фотоаппарата до большой буквы Ф, пройдя весь путь только по маленьким буквам Ф. /показ воспитателя на доске.
Дети работают за столами, звучит аудиозапись «Маленький принц». Тем, кто быстро справился, воспитатель предлагает раскрасить букву, фотоаппарат/.
- Молодцы! Спасибо!
- А сейчас я приглашаю всех посмотреть наш традиционный видеоурок /просмотр мультиурока/.
Гимнастика для глаз «Футбол»
- Выполняем упражнение для того, чтобы глаза отдохнули. Следите за мячом.
- В какую игру играют таким мячом? (в футбол). Кто играет в футбол? (футболист)
/воспитатель выставляет картинки/
- Вот бы нам такой мяч, но настоящий, футбольный. Есть у меня еще один фокус, но не уверена, что получится. Вы мне поможете?
Надо произнести волшебные слова:
Фа-фа-фа – в лесу живет дрофа,
Фу-фу-фу – мы видели дрофу,
Фы-фы-фы – видели птенцов мы у дрофы
/говорят тихо – громко, девочки – мальчики. Кладем мячик в волшебную шкатулку, произносим слова, открываем – в шкатулке лежат картинки, в названии которых есть звук [Ф]/.
- Фокус не удался, но ничего страшного. Давайте позвоним настоящему фокуснику – пусть он нам поможет. /воспитатель набирает телефон фокусника/. А пока мы его ждем, давайте попробуем выложить слово ФОКУС из букв. /воспитатель раздает карточки с изображением буквы Ф/
- Молодцы!
Сюрпризный момент.
Приход фокусника.
Диалог с детьми и воспитателем: дети просят превратить маленький игрушечный мяч в настоящий. Фокусник соглашается, но просит детей помочь ему.
Фокус 1 – превращает игрушечный мяч в настоящий.
Фокусник обращает внимание на шкатулку, открывает ее - видит, что она пустая и спрашивает детей: - Хотите еще фокус?
Фокус 2 – «Волшебные пилюли»
(дети произносят «волшебные слова) – чистоговорку со звуком [Ф], волшебник угощает детей витаминами.
Воспитатель благодарит фокусника, детей за интересное занятие.