Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Д] и буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Звук [Д] и буква Д
Цель: Познакомить с буквой Д
Задачи:
- закрепление пройденных букв;
-формирование понятий о твердости-мягкости;
-совершенствование навыков чтения слогов и слов с новой буквой;
-развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов;
- развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
1. Организационный момент
А) Игровое упражнение «Живые буквы»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Д] и буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
(Педагог приглашает детей к надувному бассейну и раздает им магнитные удочки)
В:-Посмотрите,в бассейне лежат магнитные буквы. Попробуйте представить, что это рыбки, а вы рыбаки. Попробуйте поймать по одной рыбке.
(Дети выуживают по одной букве, называют ее,затем придумывают слово с этой буквой).
Б) Игра «Твердый - мягкий»
В:- У вас у каждого на столе лежат картинки. Подумайте,какой звук в начале вашего слова: [Бь ]или Б. Если твердый,положите картинку в синее ведерко,если мягкий,положите картинку в зеленое ведерко.
(банан,береза,ботинки,баран,барабан,бинокль,бинт,мороженое,молоко,мяч,торт,телевизор,палка,нож,пингвин,кот,нота,мак)
В) Упражнение «Кто скорее?»
В:-Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.
В:- М,А
Д:- МА
В:- Т, У
Д:-ТУ
(Для упражнения предлагаются бувы: К,И; П,А;,Т,У….)
Г) Фонетическая зарядка
В:- Сегодня к нам залетел дятел. Вы видели как стучит дятел по дереву? Какой звук слышится при этом?
Д:-Дятел стучит:Д-д-д-д-д
В:- А сейчас я буду читать вам сказку, а вы постарайтесь запомнить слова со звуком [Д],которые встретятся вам в сказке.
Доброе дело
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
- И-эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо сделает», - размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.
Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.
- Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
- Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.
- А ты можешь дудочку сделать?
- Дудочку? А чего ее делать-то! – оживился медведь и – раз-два! – сделал Димке дудочку.
- Вот это да! – обрадовался Дима. – А моей сестренке Даше сделаешь?
- Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь. – наконец-то для меня доброе дело нашлось!
В:- Итак, какие слова со звуком [Д],вы запомнили.
Д:-ответы детей
В:- С какого звука начинаются все эти слова?
Д:-Со звука [Д]
В:- Давайте произнесем этот звук вместе.
В:- Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [Д]- гласный или согласный?
Д:-согласный.
В:-Какой фишкой будем обозначать этот звук7
Д:-синей
В:- Поэтому, возьмите в руки синюю фишку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук[Д].
(т,д,б,п,д,г,д,к,н,д;да,бу,то,ды,ду,го,ну,до;дом,кот,нос,вода,думать,дышать,петь,веселый,воздушный,погода).
В:-Ну а теперь давайте познакомимся с буквой Д.
2. Знакомство с новой буквой
Д-это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
(В. Степанов)
В:-Посмотрите на эту букву. Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Д?
Д:-Нужны две длинных палочки, одна средняя и две коротких.
(выкладывают из палочек Кюизенера)
В:-А теперь, давайте почитаем что написано рядом с зеленым кружком (стр. 35)
ДА,ДУ,ДО,ДИ
ДУБ,ДОМ,ДИК
ДИНА,ДИМА,МОДА
ДОМ,ИДУТ,ТУДА
В:- Очень,хорошо! Покажите мне,где ДИК,где ДУБ.
В:-Обратите внимание: слова Дик,Дина,Дима написаны с большой буквы. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.
В:- А теперь переворачиваем страницу и прочитаем слоги,которые написаны наверху.
Д:-ДА,ДО,ДУ,ДИ
В:-Посмотрите,под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают?
Д:-Синий кружок обозначает звук [Д],а красный –звук [А]
В:-А какие кружки вы нарисуете под вторым слогом?
Д:- ответы детей
В:-А под слогом ДИ какие кружки надо нарисовать?
Д:-Зеленый и красный
В:-Почему первым будет зеленый звук?
В:-Он обозначает мягкий звук[Дь]
А) Звуковой анализ слова Дик, Дуб
Б) Печатание буквы Д в тетради в клеточку по точкам
3. Подведение итогов занятия
Оценка работы детей
Список литературы
1. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-256с.
2. Волина В. В. Учимся играя. -М. :Новая школа,1994-448с.
.