Веселова Татьяна Викторовна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц»
Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед :Веселова Т. В.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук и буква [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цели: познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.
Оборудование: дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.
Ход занятия
Организационный момент. Ребята, отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(цыпленок)
- А кто мама цыплят?
Дети: курица.
- А хотите я расскажу вам сказку?
1. Логопед рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».
- Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
- Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
2. Повторение слоговой цепочки за логопедом.
Повторяйте за мной:
ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ
АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ
3. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.
Не устали вы в пути?
Хотите водицы испить из колодца?
Дети: Да.
Ой, а водицы-то нет. Что это?
Логопед достает из колодца картинку.
Дети: Кольцо.
- А где в этом слове находится звук Ц?
Дети: в середине слова.
- Правильно.
Логопед помещает картинку на панно. И т. д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.
_ А теперь мы с вами поделим слова на слоги. Деление на слоги: д/пособие «Домик в деревне».
5. Отгадывание загадок.
Продолжаем наш путь. (на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.
Логопед загадывает детям загадки.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
На гору бегом,
С горы кувырком.
Огненное блюдце
По небу катается.
Утром на востоке
Поднимается.
Вечером на западе
За горизонт опускается.
(Солнце)
Что это за дорога, кто по ней идёт, тот и хромает?
(Лестница)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(Гусеница)
Подрастал, подрастал, был рогатым, круглым стал.
Только круг, чудо круг стал опять рогатым вдруг.
(Месяц)
Не животное,
Не человек,
Не насекомое,
Не самолёт,
А летает.
(Птица)
6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.
Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.
- Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.
7. Составление схемы слова ЦЫП.
-Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова.
Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.
8. Знакомство с буквой Ц.
-Ой, что это, ребята?
Дети: Буквы.
-А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?
Дети: Это буква Ц.
- Звуку Ц соответствует буква Ц. Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в песке всех цыплят.
-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!
Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.
Использованная литература:
1. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О. С. Гомзяк. – М. :Издательство ГНОМ, 2011г.
2. Кузнецова Е. В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н. В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.