Галина Вяткина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Дифференциация звуков [с] - [з]."
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление правильного произношения звуков [с] и [з] изолированно, в слогах, словах, в предложениях; уточнение их артикуляции.
2. Развитие фонематического слуха: дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах.
3. Формирование навыков звукового анализа :
давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Дифференциация звуков [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в
слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов.
4. Закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительного гнозиса, зрительного и слухового внимания, памяти и мышления.
2. Развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.
Воспитательные:
1. Воспитывать организованное поведение на занятии.
2. Формировать активность и самостоятельность на занятии.
3. Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.
Оборудование:
1. Две мягкие игрушки: Слон и Заяц.
2. Индивидуальные зеркала.
3. Схемы характеристики звука [с] и звука [з].
4. Предметные картинки (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза).
5. Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове : начало, середина, конец слова.
6. Два панно (плоскостные изображения ёлок из бархатной бумаги).
7. Маленькие предметные картинки в виде ёлочных игрушек (самовар, свеча, снежинка, маска, ласточка, зонт, змейка, избушка, азбука, звезда).
8. Три коробочки для определения количества слогов в словах.
9. Два панно с наклеенными буквами С и 3 (правильно написанные и зеркально отображённые - из бархатной бумаги).
10. «Снежки» (из синтепона).
11. Предметная картинка - «козы».
12. Индивидуальный раздаточный материал (коробочки с красными и синими квадратами и поля для выкладывания звуковых схем слов).
13) Карточки с изображением: зайчонка за сугробом, зайчонка за кустом, зайчонка за рюкзаком, слонёнка за берёзой, слонёнка за забором, слонёнка за зонтом.
14) Поощрительные призы (звёздочки и солнышки).
15) Листы и простые карандаши на каждого ребёнка.
16) Мяч.
Ход занятия:
1) Организационный момент:
-Ребята, отгадайте мои загадки и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран,
Всех крупней на суше.
(Слон.)
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
(Заяц.)
- К нам в гости пришли Слонёнок и Зайчонок. Какой первый звук в слове
«слонёнок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].
2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з] :
Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с] : губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] - то же самое + включение голоса).
• Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой)
• Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий)
3) «Какой звук спрятался?»
Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з])
Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме — зачёркнутый колокольчик - [с], на второй схеме - звенящий колокольчик - [з])
• Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)
• Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).
4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).
Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з] : сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.
5) «Измени звук»
Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на [з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з] :
Са (за, со (зо, су (зу, сы (зы);
суп (зуб) смей (змей)
соя (зоя) собор (зобор)
росы (розы) сайка (зайка)
лиса (Лиза) слить (злить)
6) «В слове слог договори и слово снова повтори».
Логопед произносит начало слова, а дети договаривают его, добавляя слог сы или зы
по выбору:
бу (сы) ве (сы) ча (сы) рель (сы)
та (зы) берё(зы) моро (зы) алма (зы)
7) Повторение чистоговорок:
- Кто правильно повторит чистоговорку, получит картинку от Зайчонка и
Слонё нка:
Са-са-са - в лесу бегает лиса,
За-за-за - уходи домой, коза,
Со-со-со - у Сани колесо,
Зу-зу-зу - моем Зою мы в тазу,
Су-су-су - было холодно в лесу,
Зы-зы-зы - у Зои нет козы.
За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.
- Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор?
8) «Украсим ёлку».
- Зайчонок и Слонёнок очень любят весёлый праздник - Новый год и любят наряжать ёлку. У каждого из них своя ёлка. Давайте украсим ёлку и Зайчонка и Слонёнка игрушками. А игрушки не простые, а со словами. Выходите и выбирайте, какие игрушки вы повесите на ёлку Слонёнка, а какие - на ёлку Зайчонка.
У логопеда в руках коробочка с «игрушками», а на доске две ёлки. Каждый берёт по одной
игрушке и определяет, на чью ёлку её повесить (Зонтик - Зайчонку, Снежинку - Слонёнку).
9) «Уберём игрушки» (деление слов на слоги).
- Какие нарядные ёлки получились! Но празднование Нового года закончилось и нужно убрать игрушки до следующего Нового года в эти три коробки. В коробку с одним квадратиком сложите игрушки, в названии которых один слог, а с двумя квадратиками - два слога, с тремя квадратиками - три слога (на столе рядом с ёлками - три коробки с наклеенными квадратами (один, два и три квадрата)
10) Физкультминутка: игра с мячом.
Дети встают в круг, логопед с мячом – в центре. Логопед называет слово со звуками [с] и [з], дети бросают мяч обратно, образуя слово с уменьшительно-ласкательным значением (коза, зуб, сын, миска, сумка и др.).
11) «Игра в снежки»
На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.
- Слонёнок и Зайчонок очень любят играть в снежки и предлагают вам сыграть с ними. Закройте снежками все буквы С, которые написаны правильно. У логопеда в руках коробка со «снежками», дети берут по одному снежку и закрывают буквы. В итоге получается большая, написанная из снежков, буква С. Аналогичная работа проводится со вторым панно (буква 3).
12) Печатание буквы С, буквы 3, слова «козы».
- Садитесь за столы и напишите на листочках букву С, потом рядом с ней - букву 3 (у логопеда в руках картинка с изображением коз).
- Что нарисовано на картинке? (козы) Выложите схему слова «козы».
Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных и синих квадратов звуковую схему слова «козы».
- Сколько звуков в этом слове? (четыре) Назовите.
- Сколько согласных? Назовите.
- Сколько гласных? Назовите.
- Сколько слогов? (два) Почему? ( два гласных: [о], [ы])
- Напишите это слово у себя на листочках. Теперь зачеркните букву 3 и сверху напишите букву С. Какое слово получилось? (косы) У кого бывают косы? (у девочек)
13) Подведение итогов и оценка работы детей:
- О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)
-Детям вручаются поощрительные призы (звёздочки и солнышки).