Виктория Бгиева
Познавательный проект «Птицы рядом с нами» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект: «Птицы рядом с нами» во 2-й младшей группе
выполнила: Бгиева В. И.
Проблема:
Когда я с ребятами вышла гулять и мы стали наблюдать за птичками прилетающие к кормушкам. Я спросила у детей "Как называются эти птички", ответили очень мало детей. У детей не достаточно развиты знания о птицах живущих рядом с нами, о птицах родного края. При дальнейшей беседе выяснилось, что дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей не достаточно развито чувство заботы о птицах.
Актуальность проблемы:
Отношение человека к природе ухудшается. Каждое новое поколение относится к природе и живому миру природы небрежно, равнодушно. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Формировать обобщенные представления о птицах, развивать интерес к их жизни, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей был разработан проект «День птиц».
Цель проекта:
Формировать общие представления дошкольников о птицах (зимующих и перелетных, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым: помочь птицам на территории детского сада дождаться прихода весны.
Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Задачи:
Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;
Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зимующих (воробей, ворона, снегирь, синица, сорока, дятел и др.) и перелётных птицах (грач, жаворонок, журавль, ласточка, кукушка и др., прилёт, добывание ими корма.
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
Формировать устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности;
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников, совместной выставки работ книга своими руками: «Наши пернатые друзья»).
Предполагаемый результат:
Систематизация знаний детей о птицах;
Формирование осознанного действенного отношения к птицам;
Желание заботиться о пернатых;
Понимание их значимости в жизни людей;
Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем;
Развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
Тип проекта:
Познавательно – речевой.
Возраст детей:
3 – 4 года.
Продолжительность:
Краткосрочный (3 дня)
Участники проекта:
Дети, воспитатель, родители.
Совместная деятельность родителей и детей:
Организовать совместное посещение с ребенком к водоему, прилегающему к территории детского сада. Исследовать, какие птицы живут рядом с домом, изготовить кормушки.
Этапы работы над проектом:
Организационно – подготовительный этап:
Составление плана реализации проекта с учетом интеграции образовательных областей;
Подбор методической, художественной и познавательной литературы по теме.
Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин.
Подбор дидактических игр;
Привлечение родителей к текущему проекту.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми
Социально-коммуникативное развитие ОД.
Дидактические игры:
«Определи группу»
Цель: научить классифицировать предметы по группам (домашние и дикие птицы)
«Узнай птицу по описанию»
Цель: воспитывать доброе бережное отношение к пернатым друзьям.
«Кто где зимует?»
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Пальчиковые игры:
«Журавли», «Птичка» и др.
Беседы с детьми:
«Птичий двор»
Цель: Расширять представление детей о домашних птицах и их характерных особенностях, продолжать знакомить детей с понятием семья.
Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме.
Формировать желание проявлять заботу о них.
«Что мы знаем о птицах?»
Цель: Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желания заботиться о них, охранять.
«Перелетные птицы»
Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.
Учить соотносить смену сезона года (весна) с особенностью жизни птиц;
знать представителей мира птиц (гуси, утки; грачи, ласточки, скворцы). Воспитывать любовь к природе, родному краю.
«Накормите птиц зимой»
Цель: Развивать познавательную активность; экологическое мышление.
Познакомить детей с зимующими птицами родного края и организовать подкормку птиц.
Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Речевое развитие
«Домашние птицы»
Цель: Расширять представление детей о домашних птицах и их птенцах, характерных особенностях, продолжать знакомить детей с понятием семья.
Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: русским народным сказкам, песенкам, потешкам.
Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (рябенькая, пестренькая, желтенькие, белые, пышные, разноцветный, клюв).
Учить узнавать, называть птиц на картинках, называть их отличительные особенности, звукоподражать.
Формировать желание проявлять заботу о них.
Чтение и обсуждение художественных произведений:
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»
Р. Бухараев «Кормушка»
В. Приходько «Воробей»
Пословицы про птиц, ознакомление с народными приметами.
Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
«Зимующие птицы»
Цель: формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду;
Совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять краткий рассказ – описание;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)
«Сова»
Обучающие:
• Продолжать учить детей создавать из заготовленных деталей задуманный предмет; доводить изделие до нужного образа.
• Учить описывать птицу по предметной картинке.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление; развивать творческое воображение, умение работать с клеем аккуратно.
Воспитывающие:
• Воспитывать доброту, отзывчивость; содействовать возникновению чувства радости от результата.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением совы, загадывание загадок о сове, проведение подвижной игры «Совушка».
Заключительно – итоговый этап:
Создание выставки детских работ.
Презентация проекта