НАДЕЖДА АНТОНОВА
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
Цель
: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Путешествие на страницу азбуки“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- навыки звукового анализа и синтеза;
- умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным;
- развивать логическое мышление, внимание, память, правильную и последовательную речь дошкольника.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;
- умение слушать других.
Материалы
: картинки из серии звук[ж];фишки для звукового анализа; буква Ж; игрушка – жук.
Ход занятия. (
Воспитатель приглашает детей в круг.
Воспитатель
. Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнём и занятие начнём.
Воспитатель.
Сейчас сядет тот, кто прочитает слово на доске:
МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА.
(автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]).
Воспитатель
. Сегодня у нас необычное занятие. Как вы знаете, в волшебной стране королевы Азбуки живут звуки, буквы, слоги и слова.
Сегодня утром я получила письмо от королевы Азбуки.
Королеве Азбуке нравится играть со своими друзьями в разные игры.
Так она играла со звуками, и они спрятались от Азбуки в звучащее слово, которое улетело от неё. Она просит нас о помощи.
Поможем вернуться звукам и словам к Азбуке.
Дети.
Да.
Воспитатель
. Для начала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он стал сильным, его работа нам сегодня очень нужна.
Артикуляционная гимнастика.
«Хоботок» Выполнение. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.
«Чашечка» Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Методические указания
.
1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх.
2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).
«Лошадка»
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.
Методические указания
.
1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Воспитатель
. Молодцы!
Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок.
Какой звук вы услышали? (Дети отвечают.)
Воспитатель.
Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.
Характеристика звука [Ж]
- согласный, всегда твердый, звонкий.
Каким цветом обозначается этот звук?
Давайте поселим звук в замок.
Воспитатель
. Вместе со звуком [ж] сбежали звуки [у],[к].
Подумайте, в какое слово убежали эти звуки?
Воспитатель
. Слушайте внимательно [ж],[у],[к].
Дети
. Жук.
Назовите все звуки в этом слове по порядку, чтобы по звуковой дорожке слово «жук» могло вернуться на страничку Азбуки.
Звуковой синтез и анализ слова «жук»
Воспитатель.
А вместе со словом «жук» от азбуки сбежали слова (картинки из серии звук (ж).
Произнесение слов со звукам (ж).
Например: жаба,жёлудь, жук, кожа,жёлтый, ежи, лужа, флажок, ужи, снежок, лыжи, ножи и др.
Деление слов со звукам [ж] на слоги.
Слова : жадина, жучка, лужа,кожа, сажа, дождик, лыжник, пижама.
Воспитатель.
Предлагаю поиграть в игру «Запомни, повтори»
Жаба – лыжи – пожар – денежка.
Денежка – лыжи – жаба – пожар.
Пожар – лыжи - денежка – жаба
Лыжи - жаба – пожар – денежка.
Воспитатель
. Королева Азбука приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».
1. Задание «Посчитай-ка».
Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели на картинках, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).
2.«Загадочные картинки».
Воспитатель показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж].
Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж]. (Я вижу жирафа… и т. д.).
Физкульминутка.
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
. Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).
Воспитатель
. Предлагаю послушать и заучить скороговорку о еже.
(Иллюстрация к скороговорке о еже.)
Ель на ёжика похожа,
Ель в иголках, ёжик тоже.
Бедный ёжик ёжится-
Всё ему неможется.
И синеет кожица -
Так ему неможется.
Выделение из скороговорок слов со звуком Ж, звуко - слоговой анализ, схемы этих слов
Игра «Кто внимательный?»
Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш. (Дети отвечают по одному.)
Знакомство с буквой Ж
Воспитатель
. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву).
Мы помогли звукам и словам вернуться на страничку Азбуки, нам осталось только для нашего согласного, твёрдого, звонкого звука [ж] найти домик – букву.
Послушайте, какие стихи сочинили про эту букву Азбука.
Эта буква высока,
Эта буква широка,
И при этом словно жук
Издаёт жужжащий звук.
Вместе с жуком найдите эту букву и поместите на страничку Азбуки.
(Дети выполняют.)
Задание
1. Выкладывание буквы из семян и спичек;
2. Работа в кассах (домик для буквы Ж);
3. Печатание слов: жаба, жуки.
Воспитатель.
Вы молодцы, хорошо произносили звук[ж ], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз – букву Ж. Будешь её дома обводить и закрашивать.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вы интересного для себя узнали сегодня (Ответы детей.)