Екатерина Пархоменко
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [С]-[С’] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Звуки С – Сь и буква С»
Цель: Ознакомление детей со звуками С – Сь и буквой С.
Программное содержание:
1. Закрепить правильное произношение звуков С - СЬ,
2. Продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги, звукослоговой анализ слов.
3. Знакомство с буквой С, чтение и письмо слогов и слов.
4. Упражнять в образовании сложных слов.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Звуки [С]-[С’] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование:
Магнитная доска, буквари, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами, мяч, картинный материал слов со звуками С и Сь.
Ход занятия.
Орг. момент.
Игра с мячом «Скажи одним словом». Дети должны подобрать
обобщающее слово: коза, кот, собака — домашние животные роза, мак, астра — цветы, бабочка, жук, стрекоза — насекомые.
Знакомство со звуком.
Как называются звуки, которые произносятся с преградой? (Согласные).
Какие вы знаете согласные? (Ответы детей).
Сегодня мы познакомимся с новым согласным, а с каким узнаете из загадки. Отгадайте загадку:
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(Санки)
Назовите первый звук в слове (Санки). (Дети отвечают).
Артикуляция звука [С]:
Какое положение принимают наши губы, зубы и язык когды мы произносим звук С?
Губы растянуты; зубы сближены; кончик языка упирается нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по середине язычка (рука для контроля у рта); горлышко отдыхает, не дрожит «молчит».
Звук С: согласный, глухой, может быть твердым [С] и мягким [С'].
Фонетическое упражнение.
Как воздух выходит из шарика? [С-c-c].
А теперь давайте накачаем насосом шину: С,С,С,С,. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Дифференциация звуков [С] — [С'].
Игра «Скажи наоборот»: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слог со звуком С или Сь, а вы будите называть противоположный слог.
са-ся, ся-са,. , ас-ась, ась-ас.
Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С']): Я буду называть начало слова, а вы будите добавлять звук С или Сь, затем назовёте слово полностью.
ле., гу., но., поя., ло., голо., коло., пё.
Рассматривание картинок со звуками [С], [Сь] и выделение позиции звука в словах (Сок, Суп, Сумка, Сода, Посуда, Квас, Кактус, Стакан). Выкладывание на звуковой схеме. (Дети по очереди выходят к доске и выбирают картинки в названии которых есть звуки [С], [Сь] делят слово на слоги и определяют позицию звука в слове).
А какие ещё слова вы знаете со звуками [С], [Сь]? (Дети называю слова).
Игра «Один – много».
Судья – судьи сапог - …
Сабля - … самолёт - …
Сокол - … собака - …
Сок - … сова - …
Сумка - … сундук - …
Знакомство с буквой С.
На, что похожа буква С? (Ответы детей).
Дети рассматривают картинки с буквой С:
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
В. Степанов
Дети печатают в строчку букву С по образцу.
Проводим анализ прямых и обратных слогов. Составляют в кассе и печатают в тетради: ас; осу; са; со; су.
Выкладывают в кассе слова сам; сом; суп, печатают их в тетради.
Итог занятия.
Какие звуки вы учились выделять из слов? Что вы знаете про эти звуки? (Ответы детей). С какой буквой вы сегодня познакомились? На, что она похожа? (Ответы детей). Вспомните и назовите слова с этими звуками. (Ответы детей).