Елена Кузнецова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 с нарушением зрения «Звуки [С]–[С`], буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [С]– [С`], буква «С»
Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
1. закрепление произношения звука [с] в предложениях.
2. развитие фонематического анализа и синтеза.
3. уточнение и расширение словаря по теме «Осень».
4. закрепление формы творительного падежа с предлогом «с».
Ход занятия:
1. Загадка
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек
Я - (осень)
2. Мимические упражнения
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 с нарушением зрения „Звуки [С]–[С`], буква „С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Осень бывает ранняя и поздняя. У ранней осени лёгкая поступь, весёлое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразите раннюю осень.
• Поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая. Изобразите плачущую осень.
• Изобразите наше настроение в яркий солнечный день, хмурый день.
3. Игра «Подбери действие»
Посмотрите, какой мяч подарила мне Осень.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать
И вопросы задавать.
• Листья осенью (что делают) желтеют, опадают….
• Дождь осенью (что делает) моросит, капает, льёт….
• Урожай осенью (что делают) собирают, перерабатывают, кладут на хранение.
• Птицы осенью (что делают) улетают, собираются в стаи …
• Деревья осенью (что делают) облетают, засыпают ….
• Животные осенью (что делают)
4. Какой звук будет гостем нашего занятия, вы узнаете, если отгадаете загадки:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(сосна)
• Какой звук в слове сосна первый? ([с])
• А какой звук в слове сосна третий? ([с])
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)
• Какой звук в слове осина второй по счёту? ([с`])
• Осина и сосна – это… (деревья)
• Чем они отличаются друг от друга? (осина- лиственное дерево, а сосна – хвойное)
• Какое из этих слов состоит из 2 слогов? (сосна)
• Назовите согласные звуки в слове сосна (с, с, н)
• Какой звук слышится в слове осина после звука [с`] («и»)
5. Вспомните и назовите слова со звуками [с] и [с`].
6. Произнесение звуков перед зеркалом, определение положения органов артикуляции.
Дайте характеристику этим звукам ([с] - согласный, глухой, твёрдый;
[с`] - согласный, глухой, мягкий.)
7. Произношение серий слогов и слов
а-со-су-сы
ос-ас-ус-ис
ста-сто-сту-сты
астс-ост-уст-ист
сок-соль-бусы-лиса
К какому из этих слов (сок-соль-бусы-лиса) подходит схема:
с – г – с
с – г – с – г
с – г – с – г
8. Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
9. Знакомство с буквой «С»
Зачёркивание неправильных изображений букв на индивидуальных карточках.
10. Осень
Ходит осень ( Круговые движения глазами: налево – вверх –
В нашем парке, направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.)
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные – Посмотреть влево.
Рябине,
Фартук розовый – Посмотреть вправо.
Осине,
Зонтик желтый – Посмотреть вверх.
Тополям,
Фрукты осень Посмотреть вниз.
Дарит нам. Быстро поморгать глазами.
(И. Винокуров)
11. Работа с текстом.
Под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом.
Это хитрая лисичка,
Под кусточком лисий дом.
(Ю. Леднев)
Я прочитаю вам рассказ «Красивая лиса», а вы запомните слова со звуком [с].
Очень красиво и тихо было в лесу. Неожиданно появилась лиса. Она оглянулась, вытянула шею, понюхала воздух. Шерсть на ней была длинная, пушистая. Особенно чуден был хвост. Он переливался на солнце рыжими искорками.
12. Звуковой анализ слов хвост, лиса.
13. Употребление творительного падежа с предлогами.
На картинке нарисованы лиса и лисята, кошка и котята.
• Какое маленькое слово я повторила? (и)
• Каким другим словом можно его заменить? (с). Лиса с лисятами, кошка с котятами.
• Измените словосочетания:
волк и лиса, брат и сестра, лодка и весло, стакан и песок, сом и ус, сумка и капуста, банка и фасоль.
14. Составление предложений по картинкам с предлогом «с».
15. Подведение итогов занятия.
Литература
1. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
2. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения : планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
4. Моргачёва И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, Дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. :.КАРО, 2009.