Папки-передвижки

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»

Светлана Гусева
План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-образовательные цели:

• учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие «согласный звук»;

Коррекционно-развивающие цели:

• учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.

• развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику детей

Коррекционно-воспитательные цели:

• развивать навыки самоорганизации и контроля;

• воспитывать желание приходить на помощь.

Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: „Звук и буква [М]“» размещена в разделах

Оборудование: картинка с изображением Мальвины, конверт с буквой М, обозначение звука [М], видеоматериал – «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, условные обозначения гласных и согласных звуков, карточки, предметные картинки, в названиях которых есть звук [М], синие карандаши, магнитная доска, бубен.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Игровая минутка на развитие фонематического слуха)

Логопед: ребята, придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [О], [У].

По мере называния слов дети занимают места.

2. Сообщение темы занятия. (Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам)

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.

Дети: Буратино.

Логопед: правильно. Скажите, а кто постоянно учил Буратино писать, мыть руки?

Дети: Мальвина.

Логопед: (открывает доску – там изображение Мальвины с конвертом в руке)

Логопед: правильно, ребята, и сегодня к нам в гости пришла Мальвина, она вас хочет научить чему-то новому. Чему же? Давайте посмотрим, что у неё в конверте? (открывает конверт) – мы будем изучать новый звук - М.

Логопед: возьмите зеркала, произнесите его и скажите, что нам помогает произнести этот звук.

Дети (произносят звук) : губы.

Логопед: как работают губы?

Дети: закрываются и открываются

Логопед: а что еще помогает нам произнести звук?

Дети: голос

Логопед: что делает голос?

Дети: мычит.

Логопед: а пропеть этот звук можно?

Дети: нет.

Логопед: значит звук какой?

Дети: согласный.

Логопед: правильно – звук [М] – согласный. Дети, а вы знаете, почему звук назвали согласным? Я вам сейчас расскажу.

Сказка о звуках.

Жили-были звуки [А], [У], [И]. Они умели петь, их называли гласными звуками. Послушайте, как они пели: «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой «Музыкальная голосилка»–.(скриншоты видеослайдов прилагаются)

- Другие звуки тоже так захотели петь.

Вышел звук [М] и не смог спеть песенку: «М-М-М»

-Какой я несчастный! Ничего у меня не получается и никто меня не слышит!

-Не печалься,- сказал звук [А], мы поможем тебе, только ты должен стоять рядом с нами – согласен?

- Согласен, согласен! – обрадовался звук [М].

- Вот и хорошо,- сказал звук [А],- теперь ты будешь согласным.

Логопед: дети, понравилась история? Скажите, почему звук стал согласным?

Дети: потому что согласился стоять рядом с гласными.

Логопед показывает букву в виде синенького человечка с колокольчиком

–Твердый звук обозначается синим цветом. (Показывает схематичное изображение твердых звуков – мальчик с синим кружочком). – А почему у этого звука в руках колокольчик?

Дети: потому что он звонкий.

Логопед: положите ручку на горлышко и произнесите звук [М] (дети произносят)

Логопед: что вы чувствуете?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед правильно, поэтому звук [М] звонкий. Итак, мы узнали, что звук [М] какой у нас?

Дети: согласный, твердый, звонкий.

Логопед: правильно, а теперь давайте поиграем.

3. Игра «Хлопни в ладоши» (Развитие фонематического слуха)

Логопед: я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

А –У –М –И –У –М –О –У –М

Логопед: я буду называть слоги, а когда вы услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

КА – СА – МА – КО – СО – МО.

Логопед: а теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши: МАЙКА, ДОМ, МАМА, СОН, МАК, НОС, ИЗБА, СТУЛ, МАРТ.

4. Игра «Найди картинку» (развитие фонематических процессов)

Логопед: найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук [М]

(МАСКА, ДОМ, МАК)

Логопед: правильно, а теперь назовите, что нарисовано на картинках (дети называют) : МЫШКА, МУХА, МАЛЬЧИК, МУЖЧИНА, МОСТ, МАШИНА)

Логопед:

На какой звук начинаются эти слова?

Дети – на звук [М]

5. Физминутка «Бегу – мычите, присяду – молчите» (развитие общей моторики)

Логопед: по команде «Беги» вы бегаете и произносите звук [М], а услышите удар в бубен, присаживаетесь и замолкаете.

6. Знакомство с буквой (развитие мелкой моторики)

Логопед: а теперь ребята, присядем за столы (работа с карточками)

Скажите, почему я вам дала синие карандаши?

Дети: потому что звук [М] твердый согласный.

Логопед: посмотрите на карточку – найдите слова, в названии которых есть звук [М]

Дети по карточке называют слова МАК, ДОМ, ЛАМПА

Логопед: В слове ДОМ, где живет звук [М]?

Дети – в конце (закрашивают в схеме последнюю клеточку)

Логопед: в слове – МАК?

Дети: вначале (закрашивают первую клеточку)

Логопед: а в слове ЛАМПА?

Дети: в середине (закрашивают среднюю клеточку)

Логопед: проведем пальчиком по трафарету. Как будем писать букву ЭМ.

Дети выполняют движения. Раскрашивают букву синим карандашом…

7. Игра «Найди правильную букву». Логопед показывает правильно и неправильно написанные буквы – дети находят только правильные в своих карточках.

8. Чтение слогов с изученными буквами.

Логопед: давайте почитаем. Показывает на сочетания звуков АМ, УМ, ИМ. Дети повторяют отраженно, затем самостоятельно.

9. Игра «Назови, что слышишь?».

Логопед: Дети, я буду называть слоги, а вы говорите, сколько какие звуки услышали : АМ

Дети: два: [А] и [М]

Логопед: ИМ

Дети: два: [И] и [М]

Логопед: УМ

Дети: два: [У] и [М]

Логопед: Правильно, молодцы. Ребята, я поняла, послушайте, а ведь не зря Мальвина пришла к нам в гости. Ну-ка, произнесите её имя –

Дети: Мальвина.

Логопед: с какого звука начинается её имя?

Дети: со звука [М]

Логопед: уважили мы нашу гостью и нашли в её имени нужный звук.

10. Подведение итогов:

Логопед: ребята, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: познакомились со звуком[М],

Логопед: какой он?

Дети: согласный твердый, звонкий.

Логопед: что еще делали – рисовали, играли.

Логопед: дома с родителями вспомните как можно больше слов, которые начинаются со звука [М].

Публикации по теме:

НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звук [М] и буква М» Тихонова А. С., воспитатель МАДОУ №9 «Незабудка» города Дубны Московской областиТема: Звук и буква «М»Составление слов, прочтение их, звукобуквенный.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Звук М и буква М. «Маленький Мук» Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Звук М и буква М. «Маленький Мук» Цели: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»
Опубликовано: 18 мая 2015 в 21:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гусева (УИ 158767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД