Вихрова Светлана
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
Тема: «Звуки [Ш]-[С]»
Цели:
коррекиионно-образовательные:
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Ш, -дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;
Публикация «Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-совершенствовать навыки образования существительных с суффиксом –ист, обозначающих лиц по их занятиям; - закреплять согласование прилагательных с существительными, с числительным, спряжение глаголов настоящего времени; коррекиионно-развиваюшие: - развивать зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, связную речь; коррекиионно-воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки со звуками С, Ш, картинки с изображением Шапокляк и Лариски, пособие к игре «Волшебный цветок», слайдовая презентация, карточки с пропущенными буквами, наборы для составления схем.
Ход занятия
1. Оргмомент - Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся, подарим улыбки друг другу.
2. Сообщение темы.
- Сегодня к нам на занятие пришли гостья, о которой говорится в этой загадке: Это старушка хоть куда
И умна и молода!
С нею всюду крыска
По имени Лариска. (Шапокляк)
- Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем различать? (С –Ш)
- Старушка Шапокляк и её Лариска для вас приготовила разные задания, справитесь с ними?
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика звуков С, Ш с опорой на схему.
Звук Ш — губы вытянуты вперед, рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
язык принимает форму чашечки; по середине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.
Звук С — губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние передние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
по середине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя воздуха не кажется холодной, для сравнения произносим звук X).
Звук Ш — согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.
Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий.
3. Игра «Будь внимателен, смотри, за старушкой повтори» - воспроизведение слоговых рядов: - Давайте изобразим разговор Шапокляк со своей Лариской. Ша-са-ша ста-шта-шта са-са-ша ашт-аст-ашт и т. д. 4. Игра «Наоборот». – Наша гостья предлагает поиграть в игру с мячом «Наоборот».
уши- усы шины- … Машка-… Мишка- ваш-….
мышь - … кашка- … пошел-… наш-… шашка-…
башня - … шутки- … крыша-… кашка-…
5. Игра «Кто самый внимательный?»
- На наборном полотне расположены картинки со звуками С и Ш, вам нужно отобрать картинки соответствующие вашей схеме слова.
6. Игра «Какой? Какая? Какие?» - Шапокляк вас просит подобрать к отобранным названиям картинок признаки. (Пушистая кошка, душистые ландыши и. т. д.)
7. Игра «Подбери слова на данные слоги». – Следующее задание, которое для вас подготовили гости, нужно вам подобрать картинки на данные слоги. Дети читают слоги и подбирают соответствующие картинки. (Са – самокат, сани; ша – шары, шалаш и. т. д.)
8. Игра «Зашифрованное слово» - Наши гости приготовили интересное задание. Отгадайте слово по первым звукам названий картинок (сушка). Составьте схему этого слова.
9. Динамическая пауза. – Шапокляк и её Лариска предлагают выполнить небольшую зарядку.
А СЕЙЧАС ВСЕ ПО ПОРЯДКУ!
ВСТАНЕМ ДРУЖНО НА ЗАРЯДКУ!
РУКИ ПРЯМО ПРОТЯНУЛИ,
ВВЕРХ ПОДНЯЛИ, ПОМАХАЛИ,
СПРЯТАЛИ ЗА СПИНКУ ИХ,
ОГЛЯНУЛИСЬ – ЧЕРЕЗ ПРАВОЕ ПЛЕЧО,
ЧЕРЕЗ ЛЕВОЕ ЕЩЁ!
ДРУЖНО ПРИСЕЛИ, ПЯТОЧКИ ЗАДЕЛИ!
НА НОСОЧКИ ПОДНЯЛИСЬ,
ОПУСТИЛИ РУКИ ВНИЗ!
9. Игра «Волшебный цветок» - Следующее задание, которое вам нужно выполнить, это украсить лепестки этого цветка картинками в названии которых есть звуки С и Ш. (Саша, путешественник, пастушок, шахматист, солнышко, стеклышко, соловушка, простокваша, сушки, сапож (ш)ки, сороконож (ш)ка, старушка). – Подберите признаки к этим словам, назовите слова с количеством шесть, используя признаки. Например: шесть смелых путешественников, шесть голосистых соловушек и. т. д.
10. Игра «Я, ты, он, она …» Спряжение глаголов настоящего времени по образцу: - А сейчас гости хотят поиграть с вами в другую игру. Закончите начатое предложение. - Я собираю сосновые шишки, ты, она…и. т. д.
11. Игра «Кто это». Закрепление словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям :
- Для вас Шапокляк приготовила загадки. Отгадайте кто это?
Играет в шахматы – шахматист играет в волейбол –
Играет на баяне - играет в баскетбол –
Играет на гармони - играет в хоккей –
Играет на аккордеоне - работает на машине –
Играет на пианино - работает на такси –
Играет на гитаре - поднимает штангу –
12. Игра «Слово заблудилось».
- Старушка Шапокляк просит вас посмотреть на экран и исправить ошибки, которые допустил Незнайка. На виду у детворы крысу (крышу) красят маляры. Моя кошка ловит миску (мышку). Дома мама моет мышку (миску) и. т. д. – Вставь пропущенные буквы С или Ш, прочитай слова, составь с этими словами предложения.
13. Итог занятия :
- Старушке Шапокляк очень понравилось побывать у вас в гостях, она довольна тем, как вы справились со всеми её заданиями. Молодцы! Она для вас приготовила домашнее задание: вставьте пропущенные буквы С или Ш, прочитайте слова.