Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Обучение чтению детей с РАС»

елена гаврилюк
Консультация для педагогов «Обучение чтению детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

С каждым годом количество детей с аутизмом увеличивается, и всё больше таких детей посещают обычные детские сады. Не все дети с аутизмом попадают в специализированные сады и группы. Многие родители не хотят признавать наличие проблемы у своего ребёнка. Всё это подчёркивает актуальность проблемы — развитие речи у детей с РАС в условиях логопедического кабинета. Это нарушение изучалось многими учёными, которые рассматривали его с разных точек зрения. Среди известных исследователей, занимавшихся этой проблемой, можно назвать Л. Каннера, Г. Аспергера, С. С. Мнухина, Л. Уинга, Э. Орница, К. Джиллберга и других.

Темочки:

Аутизм — это сложное и загадочное нарушение, связанное с трудностями в понимании мотивов других людей и участии в общественной жизни. Нет двух людей с аутизмом, которые ведут себя абсолютно одинаково.

Обучение чтению можно проводить по трём направлениям:

1. Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

2. Послоговое чтение.

3. Глобальное чтение.

Занятия строятся по принципу чередования всех трёх направлений, так как каждое из них задействует разные языковые механизмы ребёнка.

При использовании аналитико-синтетического чтения ребёнок сосредотачивается на звуковой стороне речи, что создаёт основу для развития звукоподражания. Послоговое чтение помогает работать над плавностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память ребёнка с аутизмом и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу ассоциируется с реальным объектом.

Однако если обучать ребёнка только глобальному чтению, то через некоторое время его механическая память перестанет справляться с большим количеством новых слов.

В норме ребёнок сам анализирует фонемы как основные единицы устной речи. Для выделения отдельной буквы в слове и соотнесения её с определённым звуком ему также не требуется значительная помощь взрослого.

Однако при патологическом развитии речи ребёнок не может самостоятельно провести такой сложный анализ речевых единиц. Поэтому без специального обучения он не сможет перейти от механического «угадывания» слов к настоящему чтению.

Глобальное чтение.

Обучение глобальному чтению способствует развитию у детей импрессивной речи и мышления до того, как они научатся произносить слова. Кроме того, глобальное чтение улучшает зрительное внимание и память.

Суть метода заключается в том, что ребёнок учится узнавать написанные слова целиком, не выделяя отдельные буквы. Для этого на карточках из картона печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон и чёрный шрифт. Высота букв должна быть от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению важно соблюдать постепенность и последовательность. Слова, которые мы хотим научить ребёнка читать, должны обозначать знакомые ему предметы, действия и явления. Этот метод можно использовать, когда ребёнок уже может соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Для создания достаточного количества слоговых таблиц необходимо знать основные типы слогов:

открытые: согласный + гласный (па, мо);

закрытые: гласный + согласный (ап, ом).

Аналитико-синтетическое чтение

В первую очередь необходимо сформировать у ребёнка навык звукобуквенного анализа начала слова.

Работа над структурой простого предложения

Учитывая это, а также то, что дети с аутизмом не могут дифференцировать многие действия, на занятиях по формированию структуры простого предложения сначала используется глагольная лексика более общего, недифференцированного значения.

Лучше всего начинать работу над структурой простого предложения с глаголов, обозначающих отработанные действия. Первые задания составляются с опорой на предметные действия.

Для того чтобы ребёнок мог овладеть глубинно-семантической структурой предложения, состоящего из двух-трёх слов, и использовать уже знакомые фразы в новом контексте, необходимо использовать специально подобранные речевые конструкции.

Работа по формированию грамматического строя речи ведётся во всех направлениях.

1. Составление словосочетаний: существительное + прилагательное, существительное + глагол, существительное + числительное, существительное + прилагательное + числительное.

2. Распространение простых предложений прилагательными.

3. Составление предложений с простыми предлогами.

4. Составление предложений с местоимениями «мой», «моя», «мои».

5. Составление предложений с числительными.

6. Работа над падежными конструкциями.

7. Словоизменение.

Работа над расширением фразы.

У детей, которые склонны к стереотипным действиям, предметная деятельность часто сводится к однообразным манипуляциям с игровыми и неигровыми предметами, а речевая продукция ограничивается эхолалиями, словами-штампами и фразами-штампами. Эхолалии могут быть как осмысленными, так и не иметь отношения к конкретной ситуации. Если же ребёнка привлекает ритмически организованная речь, то он может постоянно повторять любимые стихи или напевать строчки из песен, не обращая внимания на их содержание.

Прежде чем составить программу по развитию речи, необходимо уточнить, какие обращения к ребёнку используются в семье. Педагог и родители должны составить список чётких инструкций-побуждений бытового характера, которые будут использоваться как на занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка.

Важно строго организовать речевой режим в семье, так как избыточная слуховая нагрузка может препятствовать развитию понимания и речи.

Развитие монологической речи включает в себя:

— рассказ по серии картинок;

— рассказ по сюжетной картинке;

— описательный рассказ.

МБДОУ «Детский сад №12 г. Владивостока»

Учитель-логопед Гаврилюк Елена

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»Консультация для педагогов «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения» Мотивация на обучение — это процесс стимулирования интереса и желания ребёнка учиться, развиваться и получать новые знания. Она играет важную.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Консультация для педагогов и родителей «Как привить любовь к чтению детям»Консультация для педагогов и родителей «Как привить любовь к чтению детям» В современном мире, где дети всё больше времени проводят перед экранами гаджетов, привитие любви к чтению становится особенно важным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение чтению детей с РАС»
Опубликовано: 7 марта 2025 в 05:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обучение чтению детей с РАС»» (включая файлы) размещена пользователем елена гаврилюк (УИ 476387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 марта 2025 вторник
Путешествуем в прошлое книги!
Время сдавать ГТО!
Откуда в кране вода?
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД