Алёна Черемнова
Педагогическая гостиная как форма работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая гостиная как форма работы с родителями.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. И им необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и самоустраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Согласно закону об образовании, родители являются первыми педагогами. Педагог должен стать помощником, а не заменить родителя в процессе воспитания и развития ребенка. Необходимо убедить родителей в том, что они способны творчески развиваться вместе с детьми, и что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка. А поняв ребёнка, помогать ему во всём. Родителям надо быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.
Темочки:
- Грач. Лепка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В наше время не редко семье и детскому саду не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии.
Существуют следующие формы по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением.
1. Познавательная - знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. ( совместные экскурсии, прогулки)
2. Досуговая - для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
3. Информационно-аналитическая- направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования
4. Наглядно-информационная.
Методы и формы работы с родителями могут быть традиционные и нетрадиционные.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:
1. Родительские собрания
2. Семинары и консультации для родителей
3. Наглядный материал (папки-передвижки, стенды, буклеты)
4. Беседы
5. Работа с родительским комитетом
6. Дни открытых дверей
Все это педагоги используют в своей деятельности ежедневно.
Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, поэтому существуют и нетрадиционные - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
1. Взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты д/с, личные блоги, чаты)
2. Мастер-классы
3. Деловая игра.
4. Семейный клуб
5. Круглые столы
6. Педагогическая гостиная
В своей практике мы активно используем такую форму работы с родителями как педагогическая гостиная, поскольку это альтернатива родительскому собранию, где решаются психолого-педагогические задачи в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.
Встречи, проводимые в форме педагогических (семейных) гостиных, позволяют организовывать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности.
В моменты специально организованного игрового взаимодействия
между родителями и детьми происходят положительные изменения в
отношениях. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают.
Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, то есть в результате взаимодействия родители изменяют свои представления, убеждения и иначе воспринимают обсуждаемую проблему.
Целью создания и функционирования семейной гостиной является: повышение психолого-педагогической компетентности родителей через вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад – Семья».
Для достижения поставленных целей перед педагогом ставится ряд задач: которые вы увидите на экране:
Методика организации работы в семейной гостиной заключается в систематической направленности на решение проблем в соответствии с социальным запросом родителей.
Семейная гостиная имеет 3 важные функции:
1. Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой
самого человека, упор делается на самообразование.
2. Коммуникативная функция — это общение. Доброжелательная среда
формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения.
3. Преобразовательная функция — это творческий подход в решении
проблемы.
Периодичность встреч семейной гостиной 4–5 раз в год.
Подготовка к организации педагогической гостиной. Проводится по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Педагогическая гостиная начинается с определения темы. В выборе темы для организации семейной гостиной необходимо учитывать концептуальный подход к решению поставленной проблемы семейного воспитания. Например, тематика семейных гостиных, в которых педагоги основываются на опыт традиционного русского воспитания, на теорию и практику современной педагогики и психологии могут быть следующего содержания: (Например: «Какие книги читать детям», «Семья и здоровье», «Подготовка детей к школе». «Играйте вместе с нами: семейный театр!», «Как мы трудимся: посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!», «Наши самые родные: посвящение семье!», «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»
Структура педагогических гостиных:
1 часть: Приветствие включает в себя (сюрпризный момент, мини- концерт с участием детей, видео о жизни группы, игры- приветствия и. т. д.
2 часть: Практическая работа. Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению творчества.
3 часть : Продуктивная деятельность детей и родителей. (творческая деятельность – (лепка из соленого теста, нетрадиционное рисование (коктейльными трубочками, нитями мулине, шерстяной нитью. Создание коллажей, открыток, оригами.)
4 часть: Обратная связь. Проговаривание с родителями в «Гостиной», что лучше всего понравилось, обсудить, что они почувствовали, играя с ребёнком, что лучше всего удалось (получилось). Важно остановиться на рефлексии родителей. Вызвать положительные эмоции от совместных встреч, от результатов совместной работы.
5 часть : Прощание. Показ слайд- шоу, видео, чаепитие, короткие игры на пожелания позволяющие закрепить положительный – эмоциональный фон Полноценное общение в решении проблем воспитания. Побуждает родителей серьёзно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера. Главное родители убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут поддержку и ответы на вопросы, и помогут советами.
После посещения родителями «Педагогической гостиной», между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях.
Теперь немного о преимуществе «Педагогической гостиной»:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; индивидуальные возможности ребёнка.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.
Эта одна из форм работы с родителями. Она имеет определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества.
Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представления о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.