Елена Тарасова
НОД «Детям о Великой Отечественной войне» через рассказ К. Паустовского «Похождения жука-носорога» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать нравственно-патриотические качества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Образовательные задачи:
формировать у дошкольников элементарных знаний о Великой Отечественной войне;
поддерживать интерес к художественной литературе.
Развивающие задачи:
развивать интерес и любознательность к историческим фактам и событиям;
развивать способность анализировать поступки героя сказки.
Воспитательные задачи:
воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами;
воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности и любовь к Родине.
воспитывать в ребенке чувства сострадания, бережного отношения к природе, к своей семье.
Предварительная работа:
беседы о Войне, Родине;
чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
рассматривание иллюстраций «О той войне».
Ход занятия.
/Звучит мелодия добра/
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро!
Как я рада вас всех видеть! Как здорово, что у вас сегодня хорошее настроение!
Я предлагаю сейчас встать в круг. А теперь сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот и замереть. Все ли умеют замирать и стоять тихонько, чуть дыша.

Давайте сейчас будем передавать вот это сердце и делиться при этом друг с другом своим теплом. Итак, начинаем…
Артем, я дарю тебе сове сердечко
/Дети передают по кругу сердце/
Чувствуете, как этого стало немножко теплее.
Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места.
Давайте сядем правильно, привлечем внимание, настроим тишину в нашей группе.

Воспитатель : Хорошо жить, когда светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями; когда рядом мама, папа, бабушка и дедушка.
Здорово, когда тебя окружают хорошие и добрые люди!
Дети, но так бывает не всегда…
/Звучат военные звуки/ /Рассказ воспитателя о войне и просмотр иллюстраций/
Летом 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия внезапно напала на нашу страну. Было теплое воскресное утро, все мирно спали… И вдруг… Война…
Правитель Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фашистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Фашисты были настолько жестоки. Многие не смогли сопротивляться и постоять за свою страну, свою Родину…
Но только не наш народ!
Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Все люди встали на защиту Родины. Вместе с мужчинами на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами, связистками, разведчицами, добывали для военных ценную информацию.
Война была страшной и длилась долгих 4 года.
Всем людям было очень тяжело, но никто даже и не думал отступать и прятаться за спину другого.
-Только вперед! Только вместе! За нами наши родные и близкие, матери, жены, дети, старики…
За нами РОДИНА!
Великой Отечественной эту войну называют, потому что она была самая долгая, самая тяжелая, самая жестокая война, направленная на защиту своего Отечества.
Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их с территории нашей страны, а потом и из других стран. Война закончилась в мае 1945 года. День окончания войны называют Днём Победы. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!
День Победы отмечается каждый год уже много-много лет в память о героях тех лет, о тех событиях. И в этом году мы будем праздновать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации. На них наши соотечественники.
/Дети рассматривают иллюстрации/
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: Ребята, я хочу вам сейчас кое -что показать.
Эта старая коробка из под спичек, о которой я недавно вспомнила. А в ней вот такой жук-носорог.

Мне подарил его мой учитель, когда читал один очень интересный рассказ. Рассказ, который написал Константин Георгиевич Паустовский «Похождения жука-носорога» рассказывает о той войне через восприятие её героем — жуком. Он всё видел, слышал и понимал, но по-своему, в фантастическом мире.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я хочу вам тоже подарить этих необычных жучков.

Пусть они будут вашими маленькими талисманчиками. А может быть вы, также как и я, их сохраните.
И прочитать рассказ, в котором точно такой же талисман однажды подарил своему папе, уходящему на войну, один мальчик.
/Объяснение незнакомых слов и показ противогаза, картинок с атакой и снарядом/
В этом рассказе вы услышите такие слова как: противогаз – это специальный прибор, надеваемый на голову и лицо для защиты от отравляющих газов и дыма.
Атака - стремительное (быстрое) нападение войск на противника.
Снаряд – это средство поражения противника, которое запускается из боевого оружия.
Сын прильнул к отцу- прижался к нему сильно.
Слушайте, пожалуйста, внимательно, чтобы понять, почему этот жук стал талисманом.
Итак….
Константин Паустовский «Похождение жука-носорога».
/Чтение рассказа/
/Беседа по вопросам/
- Куда уходит Петр Терентьев?
/Пётр Терентьев уходил на войну/
- Что подарил ему сын?
/Сын подарил ему жука носорога в спичечном коробке/
- Почему Петр вечерами разглядывал жука и гладил его?
/Глядя на жука он вспоминал сына, вспоминал свой дом/
- Что однажды произошло с жуком носорогом?
/Однажды жук открыл коробочку и вылез наружу/
- Что это был за грохот и взрывающиеся звёзды, которых так напугался жук?
/Грохот, который услышал жук, был от самолётов противника, шел бой/
- Почему Пётр Терентьев расстроился, когда закончился бой?
/Пётр Терентьев огорчился, так как после боя он не нашел жука в коробке/
- Как жук спас жизнь Петру Терентьеву?
/Во время боя, Петра завалило землёй, и жук указал место, где его искать, тем самым спас ему жизнь/
- О чем спросил сын у Петра, когда папа вернулся с войны?
/Сын поинтересовался, жив ли жук-носорог?/
- Что было с жуком после возвращения Петра Терентьева домой?
/Жука выпустили в сад, чтобы он создал семью, и рассказывал о своих подвигах на войне/
- Какой это рассказ: веселый или грустный?
/Этот рассказ грустный, но с хорошим концом/
- А как вы думаете, чему нас учит этот рассказ?
Воспитатель: Основная мысль этого произведения Константина Паустовского «Похождения жука-носорога» заключается в заботе о ближнем в трудные времена.
Подарок сына помог отцу пройти через все ужасы и лишения войны с мыслью, что его ждут дома живым и невредимым. Сын подарил отцу не просто жука, а надежду, что этот подарок убережёт солдата от смертельной опасности.
Также сказка учит ценить дружбу, свою семью, помнить о подарках родных.
Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, вы очень сегодня хорошо поработали, поэтому примите от меня эти талисманы с пожеланиями СВЕТА, ДОБРА и МИРА!
А закончить нашу с вами беседу я хочу четверостишьем
Нужен мир для всех людей,
Нужен мир на всей планете!
Скажем нет мы все войне
Будем дружно жить на свете!
И очень сильно хочу подарить вам частичку своего сердца, крепко вас всех обняв.