Юлия Некрасова
Конспект занятия по чтению художественной литературы (с элементами ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. : Некрасова Юлия Александровна
Должность: Воспитатель логопедической группы (ФФНР)
Тема занятия : Чтение рассказа Н. Н. Носова «Фантазеры».
Цель: Продолжение знакомства с творчеством детского писателя Н. Н. Носова. Помочь детям проникнуть в замысел рассказа. Формировать навыки построения рассуждений, умозаключений.
Задачи:
Образовательная: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание, осмысливать идею, чувствовать юмор, помочь осознать смысл слова «Фантазеры».
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы (с элементами ТРИЗ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивающая: Развитие коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, рассказывать о своем опыте впечатления, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая, творческое воображение, общую моторику и координацию движений.
Воспитательная: Воспитывать интереск произведением художественной литературы, умение бороться со страхами.
Технология: продуктивное чтение, ТРИЗ, моделирование
Ход занятия
Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (гости)
Как вы видите у нас сегодня гости, поздоровайтесь с гостями.
Здесь собрались все друзья:
Я, ты. он, она.
Улыбнитесь тем кто справа.
Улыбнитесь тем кто слева.
Вместе мы одна семья.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете, о чем сегодня мы будем разговаривать.
-Говорит она беззвучно,
Всем понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Будешь в четверо умней.
Дети: (книга)
Воспитатель:- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями Н. Н. Носова. Носов один из самых популярных детских писателей, его книги хочется читать снова и снова. Писал Н. Н. Носов своему сыну, а также его друзьям; в центре произведений Носова ребята фантазёры, непоседы, выдумщики ваши сверстники. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях: честность, чувство дружбы, любовь к труду. В них осуждаются такие качества: как зависть, ложь, грубость.
Это весёлые, смешные, поучительные, забавные рассказы.
Вы обратили внимание, я сказала рассказы, потому что Н. Носов писал именно рассказы для детей.
Воспитатель: А чем отличаются рассказы от сказок?
Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Н. Носова «Фантазеры»
Как вы думаете, что означает слово фантазер?
- А слово фантастика?
- Как отличить сказку от фантастического рассказа?
- В сказке живут вымышленные герои, а в фантастике могут жить реальные люди ты, он, я.
- В сказке предметы имеют волшебные свойства, какие? А в фантастическом рассказе предметы и вещи изменяются и наделяются силой, скоростью чего в обычной жизни еще нет, но могут появиться в будущем
- Ребята, какие фантастические вещи вы знаете? (корабли, ракеты, предметы оружия будущего) Итак, фантастические вещи это реальные объекты. А в сказках это вещи волшебные (ковер- самолет)
Вам было трудно придумать фантастический рассказ?
- Ребята, а вы любите смешные, веселые рассказы?
- За что вы их любите?
Сюрпризный момент
К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, вы узнаете отгадав загадку в рифму
Веселый беззаботный, коротышка,
Живет в цветочном городке
Отчаянный мальчишка, уверенный в себе.
Хоть неумейка и от природы он большой зазнайка,
Он известен всем под именем (Незнайка)
Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Носов)
Незнайка и сам хороший фантазер, но такой рассказ он еще не читал.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сядем поудобнее и слушаем внимательно рассказ Н. Н. Носова «Фантазеры», а будет читать Л. Дуров
После прослушивания беседа о прочитанном:
- Вам понравился рассказ? Чем понравился?
- Что показалось вам в рассказе особенно смешным?
- Сколько смешных фантастических рассказов вы сосчитали?
- А были ли у вас похожие страшные или веселые истории в жизни?
- Как звали мальчиков?
- Кто из ребят вам понравился больше, почему?
- Какие были Стасик и Мишутка?
- Почему их Н. Н. Носов назвал фантазерами?
- Был ли фантазером Игорь?
- Как назвали его ребята?
-Ребята, как вы понимаете это слово?
- Чем истории Игоря отличаются от историй Мишутки и Стасика?
- Почему мальчики не захотели сидеть с Игорем на лавочке?
- Кого ребята встретили на лестнице?
-Почему они поделились мороженым с Ирой?
- Что можно сказать о родителях Иры и Игоря?
- Что понравилось в рассказе больше всего?
Как вы думаете, о чем хотел сказать автор?
Автор в своем рассказе хотел показать нам насколько некрасиво врать, сваливать свою вину на другого, безвинного человека. Честность- это очень хорошее качество. Нужно быть со всеми честными, если мы не хотим, чтобы нас обманывали. Ведь разочаровавшись однажды в наших словах и поступках, в другой раз не поверят, просто откажутся с нами дружить и даже разговаривать. Одно дело говорить безобидные вещи, шутить, а другое обманывать всерьез.
Физминутка
А сейчас мы с вами немного поиграем
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадем в рассказы, сказки (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь.
А теперь нам пора прощаться с Незнайкой, но мы встретимся с ним на страницах книг Н. Носова
Посмотрите он оставил нам видеописьмо
Сюрпризный момент:
«Ребята мне очень понравились истории Мишутки и Стасика. Но мне пора лететь на другую планету, которая называется Марс, где ждут меня новые друзья. И мы вместе с ними насочиняем таких историй! Жалко, что пришла пора прощаться. До свидания, ребята!
Воспитатель: Вы хотите побыть фантазёрами как герои нашего рассказа?
-А вы любите фантазировать?
- Как вы думаете, легко ли придумывать фантастические рассказы?
-О ком или о чем, например, могут быть такие рассказы?
Воспитатель: Я предлагаю вам игру- фантазию, которая называется «Чудесное животное». Давайте придумаем рассказ по схеме. Вспомним, как читается эта схема
3. Заключительная часть
рефлексия - Какой рассказ Н. Н. Носова мы сегодня читали.
- С каким героем рассказов Н. Носова мы сегодня общались?
- А что мы еще делали?
Спасибо, ребята, вы сегодня были хорошими, чудесными, эмоциональными слушателями.