Наталья Шалагина
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего
дошкольного возраста «Воздух невидимка»
.
Тип образовательной ситуации – исследовательская деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
обогащать опыт сотрудничества дошкольников, партнерских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
развивать чувство коллективизма, эмоциональной отзывчивости.
Образовательные:
мотивировать детей к изучению свойств воздуха (воздух невидим, легче воды; находится во всех окружающих предметах, ветер это движение воздуха);
дать возможность дошкольникам при помощи взрослого выявить способы обнаружения воздуха;
поддерживать познавательную и речевую активность детей в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
Развивающие:
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
развивать умение детей решать проблемные задачи, делать умозаключения, выводы, обобщения.
Материалы и оборудование:
Целлофановые мешочки, резиновые перчатки, емкости с водой, кусочки кирпича, кусочки земли, трубочки, мыльные пузыри, шарики стеклянные, резиновые и пластмассовые, веер, листы бумаги, сачок, картина с изображением местности, фишки.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте.
Педагог. Меня зовут профессор Забываха. Я рада видеть вас в моей лаборатории.
Я слышала, что в этом детском саду самые умные, добрые, любозна-тельные дети. Вы-то мне и нужны. Я всегда все забываю, и мне нужна ваша помощь в моих исследованиях. Поможете мне в моей лаборатории? Дети. Да.
Педагог. Я профессор, значит вы – мои помощники, и у вас должны быть такие же эмблемы, как у меня (прикрепление эмблем).
Педагог. Что-то очень интересное хотела вам показать, а что забыла…Помню что…
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Педагог. Что это?
Дети. Воздух.
Педагог. О, воздух! Вот он-то как раз мне и нужен для исследований, его-то я вам и хотела показать. Да вот только никак не могу его найти.
Педагог. А как вы думаете, здесь воздух есть?
Дети. Да.
Педагог. Где? А почему же я его не вижу?
Дети. Потому что он невидимый, прозрачный.
Педагог. А, прозрачный, как вода? Тогда значит, поищем его в воде?
Педагог. Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой и трубочки. Интересно, зачем же я их поставила в своей лаборатории?
Дети. Чтобы опыты проводить, чтобы воздух искать.
Педагог. А что будет, если подуть в трубочку? Что вы чувствуете?
Дети. Появился ветерок.
Педагог. А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее?
Дети. Появятся пузырьки.
Педагог. Что это за пузырьки? Что выходит из воды с пузырьками?
Дети. Это пузырьки воздуха.
Педагог. Откуда он берется?
Дети. Мы его выдыхаем.
Дети. Это значит, воздух есть вокруг нас, а из воды поднимается пузырями!
(Воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два шарика: один тяжелый, другой — легкий. Предложить детям опустить эти шары в воду и проследить какой из шаров утонет, а какой нет.)
Педагог. Интересно, а есть ли воздух в камне? (ответы детей). А в кирпиче, земле? Давайте проверим! В емкость с водой положите камень, в другой кусочек кирпича, в третий – кусочек земли и т. д. Что вы видите?
Дети. Пузырьки воздуха.
Педагог. Значит воздух есть…
Дети. Воздух есть в камне, кирпиче, везде!
Педагог. Ребята, а какие пузыри можно ещё пускать?
Дети. Мыльные пузыри.
Педагог. Давайте и мы мыльные пузыри попускаем.
Педагог. Как интересно! Вы показали мне, что воздух легкий, и он есть вокруг нас.
Педагог. Вот интересно, пузырьки лопаются, может их можно поймать?
Дети. Нет.
Педагог. Ну почему не получается? Я так хочу поймать воздух.
Педагог. Давайте заглянем в мою переносную лабораторию и найдем предмет, с помощью которого можно поймать этого неуловимого хитреца.
Педагог ловит воздух сочком.
Дети объясняют неправильность его действий.
Дети. Можно ловить пакетом или перчаткой.
Педагог. Давайте ловить его скорее.
Педагог. Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Что произошло с пакетами? Что в них находится?
Дети. В пакете воздух.
Педагог. Какой он? Вы его видите? Почему мы его не видим?
Дети. Воздух бесцветный, прозрачный. Мы его не видим, потому что он про-зрачный, невидимый, бесцветный.
Педагог. Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Внутри каких предметов есть воздух?
Дети. Мяч, автомобильные шины.
Дети. Педагог. Ну что, отпустим его? Тогда раскрываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Педагог. Как интересно! Вы показали мне способ, с помощью которого можно поймать воздух.
Педагог. Ой, ребята, что-то я устала. Как здесь жарко, мне нужен свежий воздух, помогите мне найти предмет в моей переносной лаборатории, который поможет мне остыть. Что вы нашли?
Дети. Веер, листик, трубочка, лист бумаги.
Педагог. Что, получается, от движения этих предметов?
Дети. Ветер.
Педагог : Что такое ветер?
Дети. Это движение воздуха.
Педагог. О, вспомнила, в моей лаборатории работают Фиксики, они тоже изучают свойства воздуха – как он может поднимать предметы вверх. Хотите узнать, что у них получилось?
(Фиксики рассказывают о воздушном шаре)
Педагог. Оказывается, воздух нужен людям не только для того чтобы дышать, а еще и для … (ответы детей) летать на воздушном шаре, перемещать предметы по воздуху.
Педагог. Благодаря вам я убедилась в том, что воздух есть и он везде, вокруг нас. Помогите мне отметить на картинке места, где прячется воздух, чтобы я больше не забывала. (дети выполняют задание, сопровождая комментариями)
Педагог. С вами хорошо, но пора мне возвращаться к своим коллегам, чтобы поделиться опытом, а вам в группу, теперь вы сможете научить своих друзей находить воздух.
Спасибо, мои юные друзья, за сотрудничество, до свидания.