Инна Белова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
«Волшебник- невидимка».
ОО – познание.
Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад № 88 Калининского района
г. Санкт-Петербурга - Белова Инна Викторовна.
Дата создания конспекта - июль 2015г.
Цель:
Удовлетворять потребность детей в познании окружающего мира путём участия их в ОЭД.
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебник-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Использование свойств воздуха на службе у человека.
Оборудование: м/м оборудование с подборкой слайдов с выводом на экран или иллюстративный материал ( картинки на темы: космическое пространство, космонавты в невесомости, мельница, парусник, парашютный спорт); картонные вееры на каждого ребёнка; листы бумаги одинакового формата на каждого ребёнка; книга для детей по валеологии с изображениями органов дыхания человека; альбом ОЭД; вертушка для игры с ветром; парашюты с парашютистами на каждого.
Предварительная работа: беседы о свойствах воздуха, проведение опытов с воздухом, зарисовки в альбом ОЭД, чтение детской х/л на тему «Воздух».
Ход занятия.
1 часть.
Вопрос к детям: Чего в комнате не видно? - Варианты ответов детей.
Воспитатель: «Правильно – воздух. А, если мы его не видим, значит, он – Дети: невидимый.
Воспитатель: «А, как мы можем почувствовать воздух?». - Варианты ответов детей…
Загадка: Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь его. (Ветер).
Воспитатель предлагает детям взять приготовленные веры и помахать ими друг на друга, затем на вертушку. - Элемент ОЭД.
Воспитатель: Что вы почувствовали? Что произошло с вертушкой? - Дети: ветер, она начала крутиться….
Воспитатель: Правильно, мы привели воздух в движение и создали ветер. То есть воздух может приходить в движение и двигать предметы. А, где человек использует это свойство воздуха?
Дети: парусные корабли, мельницы.
Воспитатель: Молодцы, а ещё какие свойства воздуха вы помните? Поможет вам вспомнить наш альбом ОЭД.
Дети листают альбом, комментируют зарисовки ранее проделанных опытов, перечисляют уже знакомые им свойства воздуха: имеет вес, занимает объём.
Воспитатель: Молодцы! А, что же такое воздух? Из чего он состоит? И, для чего он нужен?
Дети: воздух – это кислород, газ… он нужен для жизни на земле.
Воспитатель: Правильно, воздух-это смесь газов - кислорода и углекислого газа, он необходим всему живому. Человеку для дыхания. А, как мы дышим? Какие органы человеческого тела отвечают за дыхание? - Варианты ответов детей… рот, нос, горло, бронхи, лёгкие.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации из книги по валеологии для детей с изображением лёгких человека и процесса дыхания, комментируя показ.
Затем воспитатель предлагает детям показать, как происходит вдох и выдох.
Физминутка.
Дети образуют два круга, держась за руки. Посередине их объединяет воспитатель.
По команде «вдох»– дети расширяют круг, расходясь назад как можно дальше, не расцепляя рук и, набирая воздух в лёгкие - делая большой вдох. По команде «выдох» - сужают круг, сближаясь в центре, делая длительный выдох. Повтор 3-4 раза.
2 часть.
Воспитатель: Ребятки, а, как вы думаете, в космосе есть воздух?
Варианты ответов детей…. есть, нет.
Воспитатель: На сегодняшний день, учёные утверждают, что там нет признаков жизни. В космическом пространстве воздуха нет. Нашу планету Земля окружает плотный слой воздуха- атмосфера. Воздух не может уйти в космос, так как сила земного притяжения удерживает атмосферу около Земли.
Вопрос к детям – если мы с вами что-нибудь подбросим вверх, что произойдёт? Дети: упадёт вниз, на пол.
Воспитатель: Правильно, это явление называется силой земного притяжения. Поэтому мы ходим по земле, а не летаем. А, вот в космосе нет воздуха и нет магнитного поля Земли. Зато есть невесомость.
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации (слайды на экране) с изображением космического пространства, космонавтов в невесомости… закрепляет иллюстрации на демонстрационной доске.
Воспитатель: Ребятки, а, что упадёт быстрее – лист бумаги или комочек из него?
Проводиться опыт с листами бумаги. Дети берут два, заранее подготовленных, листа бумаги одинакового формата. Один лист комкают. Подбрасывают вверх одновременно лист и комок. Наблюдают.
Воспитатель : Что упало быстрее? Почему?
Дети: комочек.
Воспитатель: Лист бумаги имеет большую площадь, чем скомканный. Под лист попадает слой воздуха и поддерживает его, замедляя его падение. Объяснение сопровождается показом. Вывод - то есть воздух имеет плотность. Это ещё одно свойство.
Воспитатель: Подумайте – где человек может использовать это свойство воздуха в своих интересах? Где необходимо замедлить приземление- спуск на землю?
Дети: прыжки с парашютом.
Воспитатель: Верно. Если человек прыгнет с огромной высоты, на высоте, где летит самолёт, что произойдёт? - Дети: разобьётся.
Показ слайдов с изображением высотных зданий и вида земли с самолёта.
Воспитатель: А, если с парашютом? Предлагаю вам самим попробовать.
Дети берут подготовленных парашютистов (игрушку с парашютом) и подбрасывают вверх, наблюдают. – ОЭД
Воспитатель: Здорово! Сколько сразу парашютов раскрылось. Посмотрите, воздух, попадая под купол парашюта, держит его и замедляет падение, делая его плавным.
3 часть.
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами познакомились ещё с одним свойством воздуха. Каким? – Дети: плотность, воздух держит.
Воспитатель: Какие опыты нам это доказали? Предлагаю вам их зарисовать в дневниках наблюдений.
Дети зарисовывают проделанные опыты (с листами бумаги и парашютистами).
Воспитатель: А, ещё у меня есть вам задание на дом. Вместе с мамой и папой подумайте и ответьте на вопрос – «как, используя свойство воздуха, выйти сухим из воды?».