Людмила Рожкова
Конспект НОД с детьми старшей группы с использованием технологии исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы с использованием технологии исследовательской деятельности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский
Конспект
совместной образовательной деятельности в режимных моментах
с детьми старшей группы
с использованием технологии исследовательской деятельности
«Воздух – невидимка»
Воспитатель: Рожкова Л. В.
2013г.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы с использованием технологии исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Задачи:
П- уточнить и расширить знания детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей; Развивать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.
К- активизировать речь, пополнять словарный запас детей: обжигающий, пронизывающий, свирепый.
Б- закреплять умение соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
М- развивать умение определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.
Х- научить детей изображать ветер с помощью воздуха, используя соломки-трубочки.
Т- закреплять умение убирать материалы и оборудование после занятия.
Материал: стакан с водой и трубочка, два «портрета» ветра, картинки для дидактической игры, гуашь разных цветов, стаканчики для воды, ватман; кораблик с парусом, веера, запись шума ветра, воздушные шарики, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце;
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание ск. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,
Словарная работа: учёные, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: - Сегодня, я шла в детский сад и думала: что бы такое интересное приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то откроется, то закроется… .
- Кто же её открывал? (ветер)
- А что такое ветер? (это движение воздуха).
- Правильно! Как вы думаете, в помещении детского сада, группы есть воздух (Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.
Дети превращаются в учёных.
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
- А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Выполнил, на место положи.
Будь осторожен!
Опыт № 1
- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.
- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.
- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойство воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса)
- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
Пахнет чем-нибудь воздух?
Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).
- Итак, мы с вами выяснили, что воздух -не видимый, прозрачный, бесцветный и не имеет вкуса и запаха. Вот наше первое открытие.
Но как- же тогда его обнаружить?
- Продолжим наши исследования.
Опыт №2
- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей). А хотите увидеть воздух? (Да).
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха).Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Вывод: воздух виден в воде в виде пузырьков.
Опыт №3
- Ребята, как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте проверим. (Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду до самого дна емкости, потом сразу поднимаю)
- Что случилось? Попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка?
- Что же помешало воде ее намочить? (воздух в стакане)
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши.
И друг к другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончили зарядку,
Тихо-тихо сев за парту.
Опыт №4
- А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, веер и помашите перед собой. Что вы почувствовали (ответы детей).
- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
- А теперь отправимся к нашему маленькому морю. Какое сейчас море? Почему вы так решили? Можно ли сделать, чтобы на море появились маленькие волны? (Воспитатель опускает на воду игрушечный кораблик с парусом.)
- Почему наш корабль не плывет? Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? (Дети дуют на кораблик, воспитатель читает стихотворение «Ветер по морю гуляет»)
Вывод: ветер заставляет двигаться корабль и другие предметы.
- Какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, освежающий, теплый, свирепый, обжигающий и т. д.)
- Ребята, а что еще умеет делать ветер? (гудеть в трубе, кружить листья, качать деревья, поднимать волны).
- Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь – о добром или о злом.
Дидактическая игра «Ветер добрый, ветер злой»
Играют двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами доброго ветра, другому – с делами злого ветра. Остальные дети проверяют правильность отбора картинок. Воспитатель обобщает ответы детей.
- Посмотрите, какие несчастья приносят сильные ветры? (просмотр ураганов, торнадо, тайфунов по мультимедийному проектору)
Воспитатель делает обобщение о злом и добром ветре.
Слышится шум ветра.
- Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? А если бы вам можно было превратиться на какое-то время в ветер, каким ветром вы бы стали? Нарисуйте свой ветер.
Дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. По окончании работы воспитатель находит сундучок.
- Кто мог оставить этот сундучок? Да это, наверно сюрприз от ветерка! В нем что-то есть! Это же воздушные шарики! Наверное, ветер захотел, чтобы вы их надули и поиграли с ними.