Анна Павлущенко
Конспект занятия по восприятию художественной литературы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность по восприятию художественной литературы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме:
«Заучивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»
Цель: создание условий для обучения заучиванию стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна».
Программные задачи:
• Познакомить детей с новым стихотворением;
Публикация «Конспект занятия по восприятию художественной литературы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать слуховое восприятие, закрепить умение внимательно слушать стихотворение;
• Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения, отрабатывать интонационную выразительность речи;
• Развивать интерес к художественной литературе; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
• Систематизировать и закрепить знания детей о времени года весна;
• Продолжать развивать познавательно-психические процессы: память, внимание, мышление, наблюдательность;
• Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к природе; любовь к птицам, желание заботится о них.
Методы и приемы:
словесные: загадка, выразительное чтение, беседа, вопросы к детям, установка на запоминание, объяснение, оценка, поощрение;
наглядно-действенные: наблюдение, физминутки, дид. игра, рассматривание карточек-схем, прослушивание музыки, драматизация;
Оборудование: карты-схемы, аудиозапись стихотворения, презентация, ИКТ, веточка вербы, мяч;
Предшествующая работа: рассматривание картинок с изображением перелетных птиц, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, наблюдение за птицами на участке детского сада вернувшихся из теплых краев.
1. Мотивация
Воспитатель: - Ребята, Даша загадала, мне загадку, помогите, пожалуйста, их отгадать.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (весна)
- Какие вы догадливые, правильно это весна, спасибо за подсказку,
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в уголок природы.
- Ой, что я вижу! К нам в группу уже пришла весна. (Воспитатель демонстрирует заранее распустившую листочки веточку вербы в вазе - в уголке природы.) Что необычного на этой веточке вербы? Рассматривание веточки. Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, можно ли зимой увидеть такую картину? (Листочки на деревьях) Объясните, почему? (ответы детей)
- Но суровая, холодная зима уступает свое место весне. Пора ей уходить. Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной? А поможет нам игра, которая называется: «Назови быстрей признаки весны». (Дети встают в круг, и по очереди называют весенние изменения в природе, передавая мяч следующему игроку).
Дети: Солнышко поднимается все выше. Бегут ручьи. Снег тает. Набухают почки. Птицы возвращаются из теплых стран. После зимней спячки просыпается медведь. День прибавляется. Все оживает. Первые цветы распускаются.
Воспитатель: - Молодцы, ребята вспомнили признаки наступления весны. Многим нравится весна, а вы знаете, что известный композитор Петр Ильич Чайковский очень любил природу и написал много музыкальных произведений о природе. Послушайте произведение П. И. Чайковского «Подснежник» (Апрель).
Дети слушают аудизапись
Воспитатель: - Ребята, прослушав музыку, что вы почувствовали? (как приходит весна, текут ручьи, как тихонько из холодной земли пробивается нежный подснежник, оживает все в природе от зимней спячки.)
Воспитатель: - А, сейчас послушайте еще одно произведение про весну, это стихотворение «Весна», которое написал поэт Федор Иванович Тютчев. (звучит аудизапись)
Воспитатель: - Ребята, скажите, как называется стихотворение, которое вы прослушали? («Весна»)
-Кто его автор? (поэт Федор Иванович Тютчев.)
-О чем в нем рассказывается? (о зиме и весне, как зима не хочет уступать место весне)
-Почему злится зима? (зима недаром злится, прошла ее пора.)
-Что идет на смену зиме? (весна в окно стучится и гонит со двора)
-Послушайте строчку: «И все засуетилось, все нудит зиму вон».
Что, значит нудит? (старинное слово обозначает – заставлять, принуждать, если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет им значение слова)
- Ребятки, кто суетится весной? (птицы, они спешат прилететь с юга - «и жаворонки в небе уж подняли трезвон», то есть запели звонко)
- Как вы думаете, зима хотела уходить? (нет, «взбесилась ведьма злая, и снегу захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя»)
- Кто это прекрасное дитя? (весна)
- Понравилось вам это стихотворение? Дети, вы хотите выучить это стихотворение? (Да)
Воспитатель: - Ребята, а знаете, как можно быстро запомнить, заучить стихотворение? (нарисовать, показать)
- Стихотворение можно запомнить с помощью рисунков, символов. Давайте попробуем все вместе это сделать. Я буду показывать вам картинки и читать к ним стихотворение.
Воспитатель читает произведение и демонстрирует картинки-схемы (слайды).
Воспитатель: -Давайте и мы с вами отдохнем, превратимся в жаворонков и проведем физминутку.
3. Физминутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
(Дети выполняют маховые движения руками)
Колокольчиком звенел,
(Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве.
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет,
(Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год.
(Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Ребята, как поэт сравнивает весну и зиму в своем стихотворении? (весна- прекрасное, умывшееся снегом счастливое дитя; зима – злая ведьма, она еще не готова уступить место весне и злится на нее.)
- Хотите обыграть это стихотворение? Нам нужно выбрать Весну, Зиму, а жаворонки – все желающие.
4. Практическая часть Воспитатель: -Я буду читать стихотворение, а вы – выполнять действия по тексту. Воспитатель называет автора и название, читает стихотворение, дети инсценируют, «показывают».
Зима недаром злится, Зима злится
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится Весна стучится в окно, прогоняет зиму
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе Жаворонки летают, чирикают
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет Зима пытается намести снегу, напустить мороза
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет Весна хохочет, жаворонки чирикают
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя, Зима сердится, бросает в весну охапку снега и убегает
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу, Весна этим снегом умывается, смеется
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Воспитатель: - Молодцы, а сейчас, кто из вас хочет прочитать стихотворение? Не забывайте называть автора, кто написал и название стихотворения.
Стихотворение повторяют 2-3 ребенка.
5. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, пришла пора заканчивать нашу встречу ответьте мне пожалуйста.
-Что особенно вам понравилось?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Кому бы вы желали победы в «схватке» весны и зимы? Почему?
- А, как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить
Воспитатель: - У меня для вас домашнее задание - нарисуйте дома портреты зимы или весны и расскажите своим родителям стихотворение, которое мы сегодня заучили. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Всем спасибо!