Ирина Долгополова
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Измерение длины» .
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи: - способствовать формированию умения применять математические знания в практических задачах.
-Развивать мыслительные операции: систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
-Формировать умения трудиться в парах, в коллективе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Материал : Карточки для составления плана, мяч, «Чудесный мешочек с кирпичиками», полоски разной длины, ножницы, листы бумаги, схема при работе с ножницами.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа: игра в мяч «Скажи наоборот», сравнение полосок по ширине, сравнение кирпичиков, работа с ножницами.
1 часть: Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас пройти в группу. Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Вос – ль: Проходите ребята на середину группы, вставайте в круг.
Восп – ль: Ребята, а вы хотите поиграть в мяч?
Дет : Да.
Восп – ль: Игра называется «Скажи наоборот», я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы, возвращая мяч,будите называть слово с противоположным значением. Понятно?
Дет : Да.
Воспи-ль: - У лисы хвост длинный, а у зайца?
Дети: Короткий.
Воспи- ль: У лисы уши короткие. а у зайца?
Дети : длинные.
Вос- ль : Дорога широкая, а тропинка?
Дети: Узкая
Восп-ль: Ручеёк узкий, а река?
Дети :Широкая.
Восп – ль: Летом ночь короткая, а зимой?
Дети: Зимой ночь длинная.
Воспи -ль: Зимой день короткий, а летом?
Дети: Летом день длинный.
Вос-ль: У рубашки рукава длиннее, чем?
Дети :Чем у футболки.
Восп-ль: Кирпич уже, чем?
Дети: Стена.
Восп – ль : Игра закончилась,понравилась вам она?
Дети : Да.
Восп-ль: Ребята, а вы хотите узнать еще о предметах про которые можно сказать : шире- уже, длиннее – короче?
Дети : Хотим.
Восп- ль: А какая наука знает все о длине и ширине предметов?
Дети: Математика.
Воспи- ль: Совершенно верно. Посмотрите, на столе лежат карточки с изображением разных предметов, найдите те карточки, которые подходят к математике и положите их справа от себя, а те которые не подходят к математике слева.
Восп- ль: Ребята, а почему вы не выбрали карточки с изображение книги и микроскопа?
Дети: Книги мы читаем в свободное время, в микроскоп смотрим на экспериментирование.
Восп- ль: (показывая карточки) Что мы делаем на занятие по математике: считаем, сравниваем, измеряем полоски.
Восп- ль: Все правильно. Сегодня на занятие по математике мы будем узнавать еще много нового о предметах про которые можно сказать «Длинный – короткий», «Широкий- узкий», будем играть по плану, который составите вы сами. Карточки, которые вы выбрали не простые - это игры в которые мы будем с вами играть, выбирайте первую игру?
Дети : «Карточка с цифрами».
2 часть.
Восп-ль: Посмотрите, какие предметы, обозначены цифрами?
Дети: Мешочек.
Восп-ль: Хотите поиграть с этим мешочком?
Дети: Да.
Восп-ль: Игра называется «Чудесный мешочек», каждый из вас опустит в мешочек руку, найдет предмет, назовет его, а потом только покажет всем нам. Правила понятны? В мешочек смотреть нельзя!
Восп- ль: Какой предмет у тебя в руке?
Дети: Кирпичик.
(Все дети опускают руки в мешочек и достают предметы)
Восп- ль: Какие предметы у вас в руках?
Дети: Кирпичики.
Восп- ль: Посмотрите на кирпичики, какие стороны у него есть?
Дети: У кирпичика есть длинные – широкие стороны.
Восп- ль: Покажите ладошкой длинные – широкие стороны. Все покажите. (Воспитатель показывает в зеркальном отражении)Сколько длинных - широких сторон?
Дети: Одна, вторая.
Восп- ль: Какие еще стороны есть у кирпичика?
Дети: Длинные – узкие.
Восп-ль: Покажите все длинные узкие стороны пальчиком. Какая это сторона Вероника?
Дети: Это длинная – узкая сторона.
Воспи- ль: Сколько длинных – узких сторон?
Дети: Одна, две.
Восп- ль: А какие еще стороны есть у кирпичика?
Дети: Еще есть короткие – узкие.
Восп- ль: Покажите короткие- узкие стороны. Сколько коротких – узких сторон?
Дети: Одна, вторая.
Восп – ль: Ребята, а все ли кирпичики у вас одинаковой длины?
Дети: Нет.
Восп- ль: Вот сейчас разделитесь на пары, садитесь на коврик лицом к друг другу. Сравните свои кирпичики на твердой поверхности.
Восп- ль: Гриша. что у вас получилось?
Дети: Мой кирпичик короче, чем Вероникин, а Вероникин кирпичик длиннее. чем мой.
Восп- ль: Алена, как вы сравнивали свои кирпичики?
Дети: Мы наложили кирпичики друг на друга, сторона к стороне, уголок к уголку и получилось, что мой кирпичик длиннее,чем Святослава, а у Святослава короче кирпичик, чем мой.
Восп- ль: Руслан,расскажи,что получилось у вас.
Восп- ль: Совершенно верно, если наложить кирпичики друг на друга. сторона к стороне. Уголок к уголку, то можно сразу увидеть какой кирпичик длиннее, а какой короче.
Восп- ль: Давайте уберём кирпичики в корзинку.
Восп- ль: Давайте подойдем к нашим карточкам – играм. Справились вы с заданием?
Дети : Да
Восп- ль:Переверни Вероника карточку.
3 часть: Святослав выбирай следующую игру. «Карточка с полосками».
Восп- ль :Посмотрите, какие разноцветные полоски я вам приготовила, хотите с ними поиграть?
Дети: Да.
Восп- ль: Чем полоски отличаются друг от друга?
Дети: Цветом и длинной.
Восп- ль: Правильно. Сейчас мы с вами попробуем сравнить полоски и выложить полоски от самой длинной до самой короткой.
Восп- ль: Но сначала. Мы определим правила, как правильно выкладывать полоски: полоски выкладываем снизу вверх, полоску кладем над полоской, ровняя по левому краю, выкладываем полоски от самой длинной до самой короткой.
Восп- ль: Найдите самую длинную полоску.
Дети: Красная полоска самая длинная.
Восп- ль: Какая полоска короче, красной.
Дети: Синяя полоска короче, чем красная,кладем ее над красной полоской.
Восп – ль: Правильно. Какая полоска ещё короче?
Дети: Желтая полоска еще короче, кладем ее над синей.
Восп- ль: Какая полоска будет еще короче?
Дети: Зеленая полоска еще короче, кладем ее над желтой.
Восп- ль: Правильно, не забывайте ровнять полоски по левому краю.
Восп- ль: Какая полоска будет самая короткая.
Дети: Самая короткая полоска – черного цвета. Кладем ее над зеленой.
Восп- ль: Совершенно верно. Как мы выкладывали полоски. ?
Дети: Мы выкладывали полоски от самой длинной, до самой короткой.
Восп- ль: А какие правила мы использовали?
Дети: Полосу над полоской выкладывали, ровняя по левому краю.
Восп- ль: Да. Гриша расскажи, что у нас получилось.
Дети: Красная полоска самая длинная, синяя короче, желтая полоска еще короче, зеленая еще короче, а черная полоска самая короткая.
Восп- ль: Алена повтори.
Восп- ль: Давайте подойдем к нашему плану. Справились с заданием?
Дети: Да.
Воспи- ль: Захар переверни карточку.
Восп- ль: Выбирайте следующую игру.
4 часть. «Карточка со знаками больше, меньше»
Восп- ль: А теперь мы поиграем с полосками, будем их сравнивать. Проходите за столы.
Восп- ль: Посмотрите, у вас в лоточках лежат разноцветные полоски. Отсчитайте из общего количества 4 полоски и положите их перед собой.
Выложите полоски от самой короткой до самой длинной. Помните правила!
Алена, расскажи, что у вас получилось (рассказывает)
Посмотрите, у вас в лоточка есть еще 2 полоски, выберите одну полоску и найдите ей место.
Гриша, расскажи,что у тебя получилось.
Молодцы.
Справились мы с заданием?
Да. Гриша переверни карточку пожалуйста.
Посмотрите, какая игра у нас осталась?
5 часть «Карточка с полосками разной длины»
Восп- ль: Сейчас мы будем работать с ножницами. Давайте вспомним правила: ножницы держим 3 – мя пальчиками, острие направляем от себя, режем бумагу над столом, после работы ножницы убираем в подставку.
Посмотрите у вас в лоточках есть лист бумаги, разрежьте лист на 2 полоски так, чтобы они были равные по длине, но разные по ширине. Приступайте к работе, помните правила.
Кира, докажи, что твои полоски равные подлине, но разные по ширине.
Дети: Я наложила полоски друг на друга, сторона к стороне, уголок к уголку, получилась, что полоски одинаковой длинны, нижняя полоска шире, чем верхняя, а верхняя полоска уже,чем нижняя.
Восп- ль: Гриша, что ты можешь сказать о своих полосках?
Дети: Мои полоски одинаковой длины, но разной ширины.
Восп-ль: Все правильно. Сравнить полоски можно используя правила наложения.
Ребята, а можно с этими полосками играть
Дети: Да.
Восп- ль: А как с полосками можно поиграть?
Дети: Можно превратить полоски в разные предметы.
Восп- ль: А в какие предметы можно превратить полоски?
Дети: В стол, табурет, скамейку, горку, диван.
Восп- ль: Превратите свои полоски в те предметы, которые вы назвали.
Кира, что у тебя получилось?
Дети: У меня получился стол.
Восп- ль: А что получилось у тебя Святослав?
Дети: У меня получился диван.
Восп- ль: Ребята, давайте устроим выставку ваших работ, чтобы другие смогли поиграть с ними.
Ребята мы с вами поиграли во все игры, которые вы сами выбрали, Кира переверни карточку.
Восп- ль: Вам понравилась играть по плану,который вы сами составляли?
Дети: Да.
Восп- ль: Посмотрите ребята, у меня есть карточки с изображением тех игр в которые вы играли, выберите ту игру, которая вам больше всего понравилась.
Алена, что тебе понравилось?
Дети: Мне понравилось выкладывать полоски от самой короткой. До самой длинной.
Восп- ль: Руслан, что тебе понравилось?
Дети: Мне понравилось разрезать лист бумаги на 2 полоски.
Восп- ль: Давайте попрощаемся с гостями, возьмём карточки и пойдем расскажем детям во что вы сегодня играли.
Все: До свидания.