Елена Серафимовна Ганус
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Первоцветы – вестники весны»!
(Путешествие по страницам Красной книги Кубани)
Цель: формирование представления у детей старшего дошкольного возраста о растениях Красной книги Краснодарского края - первоцветах.
Публикация «Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи :
Закрепить и систематизировать знания детей о Красной книге Кубани, о необходимости охраны первоцветов, о правилах поведения в природе.
Познакомить детей с растениями – первоцветами, занесенными в Красную книгу Родного края;
Развивающие задачи :
Развитие связной речи, обогащение словаря новыми словами, развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: - воспитывать желание активно беречь и защищать природу.
Воспитание навыков сотрудничества в играх и игровых упражнениях, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе родного края.
Оборудование:
Ноутбук, экран, проектор, презентация «Первоцветы – вестники весны», Красная книга Краснодарского края, знаки – «Нельзя рвать первоцветы», маски, рисунки детей,.
Предварительная работа:
Рассматривание Красной книги, альбома с иллюстрациями «Исчезающие и редкие растения Краснодарского края», беседы о разнообразии природного мира Краснодарского края, просмотр слайдов «Природа краснодарского края». Беседы с детьми о пользе и важности природоохранной деятельности человека.
Ход.
1. Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Хотите отправиться со мной?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: тогда прямо сейчас мы отправимся с вами путешествовать по страницам Красной книги нашего Краснодарского края. Вот так выглядит эта Красная книга (показ книги). В ней повествуется о современном состоянии дикой природы нашего края.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему книга называется красной?
Дети: потому, что красный цвет – это цвет опасности.
Воспитатель: а вот о чьей опасности рассказывается в этой книге, мы сегодня и узнаем. Я познакомлю вас с растениями, которые нуждаются в нашей защите. Их осталось в природе очень мало. А называются эти растения – первоцветы. Люди обязаны спасти 15 видов таких растений, а некоторые из них произрастают даже у нас в Белоглинском районе.
3. Открытие нового знания
Воспитатель: Кто из вас знает, что такое первоцветы?
Раздается стук, входит Почемучка: «Здравствуйте, ребята, я тут случайно услышал, что вы говорили про какую – то Красную книгу, про какие – то первоцветы. Я ничего про это не слышал раньше и не знаю, что это такое. Можно мне тоже остаться у вас и послушать?
Воспитатель: Ну, конечно, Почемучка, оставайся и слушай внимательно, мы с ребятами расскажем тебе все о первоцветах, что сами знаем.
Первоцветы – это первые весенние цветы. Их называют подснежниками, потому что они появляются в то время, когда еще лежит снег на земле.
За селом на солнечной поляне,
Словно лета красного привет,
Голубой и чуточку печальный,
Появился скромный первоцвет.
Вечного покоя не приемля,
Слабенький, от холода дрожа,
Он пробился сквозь сырую землю,
Словно чья-то светлая душа.
Воспитатель: Люди очень любят эти прелестные цветы и поэтому создают свои стихи, сказки, пословицы и поговорки о них.
Отгадайте, о каком цветке – первоцвете сейчас пойдет речь
Загадка
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает
Дети: Это - подснежник
Воспитатель: а теперь нам пора размяться
Физкультминутка «Подснежники» :
На лугу растут цветы (Все сидят на корточках)
Небывалой красоты. (Медленно встают, покачивание с поднятыми руками)
К солнцу тянутся цветы, (Встают на носочки.)
С ними потянись и ты. (Тянутся к солнцу по часовой стрелке)
Дует ветер с высоты (Помахивание руками на себя)
Наклоняются цветочки, (Наклоны направо, налево)
Опускают лепесточки (Присесть медленно, руки скрестить перед собой)
А потом опять встают (Медленно встать)
И по-прежнему цветут. (Раскрывают руки вверх)
Воспитатель: к нашему сегодняшнему путешествию я подготовила для вас, ребята и для тебя Почемучка презентацию, которую предлагаю посмотреть:
(Рассматривание иллюстраций презентации «Первоцветы – вестники весны»).
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Что вы видите?
Дети: На картинках первоцветы.
Воспитатель: Какие из них вы узнали?
(Дети называют цветы.)
Воспитатель: Расскажите Почемучке, где мы с вами видели подснежники. Какие именно первоцветы мы рассматривали?
(Дети рассказывают Почемучке о своих наблюдениях и экскурсиях, о рисовании первоцветов)
Воспитатель: А теперь Почемучка с удовольствием послушает ваши стихи.
4. Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации:
Пение частушек о первоцветах:
Вам частушки пропоем,
Папы, мамы, дети,
Про весеннюю красу,
Про наши первоцветы.
Зазвенели ручейки,
Зима с весной прощается.
Мать-и-мачеха цветет,
Людям улыбается.
Расцветает под окошком
Примула - красавица.
До чего же, хороша!
Как она всем нравится!
У тропинки загорелся
Нынче огонечек –
Одуванчиком зовется,
Золотой цветочек!
Солнце светит слабенько,
У стволов проталинка.
Здесь подснежники цветут,
В гости в лес к себе зовут.
А морозник так дрожит,
От ветерка качается,
Шлет с тобою нам привет,
Озябнуть не пугается.
Сине - розовый цветок
Каждой пчелке снится:
Ранней - раннею весной
Цветет медуница.
На подстилочке лесной
В конце марта под сосной
Будто бы заплатка –
Расцвела хохлатка.
На поляночках зацвел
Ландыш серебристый.
Растекается по лесу
Аромат душистый.
Вы запомните, друзья,
Их топтать, срывать нельзя,
Чтоб планета наша
Всех была бы краше!
Стихи о первоцветах – читают дети.
***
Фиалки, медуницы
Весной в лесу цветут.
И звездочки кислицы
Белеют там и тут.
А маленький подснежник-
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
***
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.
***
Не рви первоцветы - их место в природе.
Пусть яркий ковёр расцветёт на восходе,
И радостью жизни придаст тебе силы.
Храни первоцветы - богатство России!
Воспитатель: ну как, Почемучка, понравились тебе стихи, а не желаешь ли ты поиграть с нашими ребятами?
Подвижная игра «Подснежники и снежинки».
Часть детей надевают маски подснежников, а часть – снежинок. На сигнал «зима»- подснежники присаживаются на корточки, «спят», а «снежинки» окружают подснежники. Ребята – «снежинки» ходят вокруг подснежников, взявшись за руки. На сигнал: «Весна!» подснежники - «просыпаются», поднимаются, начинают веселиться, танцевать, а «снежинки» потихоньку «тают», «снежинки» - убегают в сторону до следующей зимы.
(Рассматривание выставки работ детей и взрослых «Первоцветы»).
Воспитатель: Ребята, покажите Почемучке, какие рисунки первоцветов вы сделали вместе с родителями и со мной и немного расскажите о них. (Дети по очереди подходят к своим работам и кратко рассказывают о них.)
Почемучка: Ребята, мне так понравился ваш рассказ, что я хочу пойти скорее на улицу, отыскать эти прелестные цветы и нарвать огромный букет первоцветов. Скажите, можно мне это сделать? Как нужно относиться к первоцветам и ко всем цветам. Почему?
(ответы детей)
Рассматривание запрещающего знака.
5. Итог.
Воспитатель: - А чем же мы с вами можем помочь редким растениям? (Ответы детей).
- Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим другим в обиду, расскажем всем знакомым о беззащитных растениях - первоцветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: Ребята, и ты, Почемучка, вы запомнили растения, с которыми мы с вами сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Расскажите дома своим родным и близким о нашем сегодняшнем необычном путешествии и познакомьте их со знаком «Нельзя рвать первоцветы!»