Наталия Смирнова
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Случай на ярмарке. Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие друзья и гости моего блога, сегодня я познакомлю вас с конспектом интегрированного занятия, которое мы с ребятами показывали по просьбе Московской Электронной Школы. Не так давно я публиковала конспект ФЭМП, где мы знакомились со старинными русскими мерами длинны. Теперь, на этом занятии мы пошли дальше) потихоньку, полегоньку- прямо в сказку). И помогла нам в этом Наташа Попова, написав по моей просьбе в кратчайшие сроки стихотворную историю! Спасибо ей за это огромное!
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы „Случай на ярмарке, Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
К занятию мной была подготовлена презентация (таковы были условия проведения занятия) и небольшие декорации.
В презентации приведена не только стихотворная история, но и даны объяснения словам, которые детям могут быть не понятны.
Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.
-Учить измерять меркой.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике.
- Развивать навыки сотрудничества.
Методические приемы:
-игровой,
- наглядный,
- словесный,
- проблемно-поисковый,
-поощрение.
Методика проведения:
Приветствие.
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-
берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть - встаём,
Но один никто не будет
Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу.
У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица —
Вижу всё в глуши лесной
(Сова)
Совершенно верно, ребята! К нам пришла в гости тетушка Сова с новой интересной историей! Сегодня мы вместе с тетушкой Совой научимся измерять предметы по длине. Для этого отправимся мы с вами в сказочный город Лукоморьев. Но что бы попасть туда надо ответить на несколько вопросов.
Практический этап.
В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В Древней Руси существовали свои измерения.
Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,.
Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.
Воспитатель: Давайте вместе измерим длину ленты. (измеряем локтем, пядью). Почему получились разные результаты?
Дети: У всех разная длина локтя, ладошки.
Ну вот теперь можно и в путешествие отправиться.
Физминутка.
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны)
Где-то за высокими горами (поднять руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги- мы овраги обойдем (ходьба назад)
Шаг за шагом потихоньку дружно в сказку попадем (ходьба на месте)
Воспитатель: Вот мы и дошли до сказочного города Лукоморьева! Ой, да тут Ярмарка! Вот в этом шумный ярморочный день и приключилась в городе одна история… жила была в городе Барыня, да уж такая модница и щеголиха, что только поискать…
Решила как-то барыня весь двор свой удивить,
Надумала сударыня наряд получше сшить.
Отправилась в артель она заказ отдать портным:
- Должон наряд мой быть таким, чтоб впору и святым
мне петь хвалу за красоту! Невиданное платье
пусть будет видно за версту и пусть расшито гладью!
Портняжьи служки в тот же миг все мерки с неё сняли
И за покупкой тканей всех сенную девку слали
(Задание 1. Снять «мерку». Измеряем пядью ткань)
с наказом ей купить всего по меркам точка-в-точь.
Летела Лушка ветерком: «Ой, будет мне невмочь!»
В ряду лоскутном рады ей, давай-ка зазывать!
А Лушка, знай себе умна, давай-ка измерять
(задание 2. Измерить длину лент разными мерками)
Сама и ткани, и тесьму, чтоб было всё исправно.
И ниточки шелковые, шитьё чтоб было славно!
Тут маркизета 7 локтей и хонитонских кружев
рулон, и всяческих мастей тут ниток ворох нужен!
(Задание 3. Отмерить 7 локтей ткани, 3 локтя лент)
Скупившись, Лушка, второпях собралась в путь-дорогу,
извозчика пришлось ей взять – товара слава Богу!
Она купила всё! Теперь душа её спокойна.
И перед барыней своей глаза казать достойна.
Вернулась. И покупки все пред барыней сложила.
Портой всё рассмотрел и вот… Воскликнул что есть силы:
«О, Боже мой, какой скандал, тут тканей очень мало!
Ведь 7 локтей я заказал, а тут их пять едва ли!»
(Задание 4. Разные дети промеряют ленту локтем- результат разный)
А Лушка в слё зы: «Как же пять? Ведь мерила сама я!»
«Ах, мерила сама? Смотри, история простая:
Высок и строен я, а ты – совсем ещё малышка,
Мой локоть больше твоего, смекаешь, что глупышка?
Тесьмы и лент не достаёт, ирландских кружев тоже,
Похоже, мерку наперёд нам выбрать надо строже!
Чтобы была для всех одна, и чтоб была понятна.
А сказка эта – лишь намё к: ведь было вам занятно?
(автор стихотворного текста Н. С. Попова)
Вот такая история приключилась в городе с барыней. Почему же так произошло, как вы думаете? (ответы детей).
Совершенно верно! Портной правильно сказал Лушке- у всех разный размер ладошки, руки. Как же нам им помочь? (ответы детей)
Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют, называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки.
Воспитатель: Правила измерения линейных величин : начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.
Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.
Воспитатель предлагает детям сравнить по длине две ленты.
Воспитатель: Как узнать, какая лента короче? (ответы детей) .
Сравните ленты между собой.
Сначала «на глаз», затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой ленты. (Ответы детей) .
Воспитатель: Вот спасибо тебе, тетушка Сова за интересную историю и за то, что научила нас меркой пользоваться. А теперь нам пора возвращаться в группу.
Путешествуя по странам утомились мы в пути
Предлагаю нам, ребята, всем домой скорей идти!
Посмотреть направо, посмотреть налево,
Потянуться к солнцу,
Удивиться: «Где мы?»
Ну вот мы и дома!
О чем мы сегодня узнали?. Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки? (Ответы детей). Что бы вы хотели узнать на следующем занятии и куда отправиться в путешествие?
Можете верить или не верить,
Но всё на свете можно измерить :
Время помогут измерить часы,
Размеры – линейка, тяжесть – весы.
Есть масса приборов – для измеренья
Скорости, шума, объёма, давленья.
Море измерит до дна эхолот,
Температуру – градусник.
И – при желании – каждый найдёт
Величину своей радости…
Вы думаете, это – бред?
А мы откроем секрет:
Простой линейкой – без ошибки –
Измерьте ширину улыбки!
А. Усачев
Заключение.
Всех совершивших путешествие в сказочный город по возвращению в группу ждал сюрприз от тетушки Совы! Пока мы там разбирались, почему же Барыне ткани не хватило, она нам в том же лоскутном ряду раздобыла целую корзинку тряпичных кукол! Зайчиков-на-пальчик) и на следующем занятии мы как раз их и учились делать.
Конечно, у каждого сюрприз и подарок может быть свой. А можно и вообще без него обойтись). Но с сюрпризом оно как то веселее.
Благодарю за внимание!