Анна Шурмина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Синяя вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависмости объектов и явлений природы, поддержание познавательного интереса детей.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» :
- Познакомить со свойствами воды в процессе выполнения опытов; формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов: соблюдать необходимые меры безопасности; закреплять умение работать с посудой, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Синяя вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
ОО «Речевое развитие» :
- Обогащать словарный запас детей. Активизировать использование терминов: «мензурка», «пипетка», «растворитель», «реакция», «раствор», «структура», «вещество».
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- Побуждение к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, самостоятельной познавательной деятельности.
- Выстраивание причинно-следственных связей между предметами, взаимодействие с ними.
- Развитие доказательной стороны своей речи.
- Воспитание дружеских отношений, радость от совместной деятельности.
Демонстрационный материал:
Таблицы смешения цветов, плакат человека-почемучки, бумажные знаки вопроса, схема алгоритма проведения опыта.
Раздаточный материал:
- пластиковые мензурки;
- медицинские пипетки;
- стаканы с водой желтого, синего и красного цветов;
- стаканы с раствором крахмала;
- раствор йода;
- бумажные салфетки
Предварительная работа:
- Проведение опытов с водой (свойства воды- цвет, вкус, форма; помощница-вода, агрегатные состояния воды)
- Беседы о воде.
- Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
- Чтение художественной литературы: С. Благина «Снег», А. Деви «Зима- Снежинка».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
- Ребята, давайте с Вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением!
- А Вы любите когда к Вам приходят гости? Посмотрите, как много гостей к нам пришло.
- Давайте поздороваемся с ними. Ребята, как Вы думаете, кто же еще к нам придет сегодня в гости? Попробуйте угадать! Послушайте загадку:
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у Вас кипит,
Паром с чайника шипит,
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить
Без нее нам не прожить (вода)
(Ответы детей)
- Правильно! Сегодня к нам в гости придет волшебница-вода.
2. Основная часть.
- А давайте с вами вспомним об её основных свойсвах! Вода имеет запах? Имеет вкус? Имеет форму? Имеет цвет?
(Ответы детей, после которых на доску вывешиваются схематично изображенные свойства воды)
- Какие вы молодцы!
- Ребята, а давайте с Вами побудем маленькими учеными. А кто такие ученые? Чем они занимаются?
(Ответы детей)
- Отлично! И я вам предлагаю сегодня поэкспериментировать!
- Ответьте мне пожалуйста, если смешать желтую и синюю краску какой цвет получится? (ответы детей)
- А если красную смешать с синей? (ответы детей)
- Предлагаю провести первый эксперимент, в ходе которого мы получим подтверждение ваших ответов.
Детям предлагается совершить первый опыт- смешать два цвета с целью получения третьего.
- Итак, действительно, зеленый мы получили при смешивании желтого и синего, а фиолетовый- при смешивании красного и синего.
- А теперь я вам предлагаю опыт с «волшебной» водой!
(воспитатель демонстрирует детям стакан с жидкостью белого цвета- раствором крахмала и воды)
- Интересно, что произойдет, если мы в этот раствор добавим несколько капель коричневого йода? Какие у вас будут предположения?
(ответы детей)
Далее воспитатель капает несколько капель в стакан.
- Посмотрите, что происходит, - вода становится синей! Чем больше йода, тем насыщенней будет синий цвет воды!
- А происходит это вот почему! В результате контакта двух веществ происходит реакция включения- молекулы йода встраиваются в кристаллическую структуру молекул крахмала. Эта качественная реакция заметна по изменению цвета раствора с белого на синий. Если полученый раствор нагреть, то синий цвет исчезнет. А когда раствор остынет, снова станет синим.
- Точно так же можно капнуть капелькой йода на свежий срез картошки. Получится синее пятнышко, потому что картошка богата крахмалом.
- Теперь предлагаю вам, мои ученые, повторить этот опыт самостоятельно!
(дети выпоняют опыт согласно ранее изученному алгоритму)
3. Заключительная часть.
- Какие вы молодцы! Превосходно справились с поставленной задачей!
- Итак, давайте вспомним, что мы сегодня с вами выясняли?
(ответы детей)
- Спасибо ребята, с вами было интересно работать! У меня для вас есть небольшой сюрприз! Я приготовила вам карточки, на которых отображена схема нашего опыта. Дома попробуете вместе с родителями повторить его.