Косарева Марина Александровна
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Методы и материалы: игровые, практико-исследовательские, словесные.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;
- миска (желательно стеклянная);
- стакан;
Публикация «Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- апельсин;
- веера по количеству детей;
- песочные часы.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Ребята, сегодня я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется "Научная лаборатория". Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А мы с вами будем - научными сотрудниками.
Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!(воздух)
Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Выслушиваем мнения детей)
Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (слушаем ответы детей: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый).
Ребята, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да).
Опыт №1.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (предположения детей: надувной матрас, нарукавники, спасательный круг).
Правильно, его ещё используют в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри игрушек находится воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
Опыт №2. [/u]
У меня миске вода. Я переворачиваю стакан и опускаю его в воду. Стакан держу очень ровно. Что происходит? Вошла вода в стакан? (нет)
А что ей мешает? (воздух).
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт №3.[/u]
Снова опускаю стакан в воду, но теперь я его держу не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Итак, юные сотрудники, мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (ответы детей)
Сейчас мы это проверим.
Опыт №4.
Юные сотрудники лаборатории, для вас задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой (дети выполняют)
Что происходит? (выходят пузырьки)
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
А как он к нам попадает? (через нос)
Верно! Все люди дышат через нос. Ребята, подышим нашими носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет)
Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я сейчас разрежу апельсин. Чувствуете, как запахло апельсином? (чувствуем)
Вывод: воздух переносит запахи.
Опыт №5.
Как вы думаете, без воздуха мы смогли бы прожить?
Давайте проверим. Зажмите нос и постарайтесь не дышать.
Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Вывод: воздух необходим человеку и животным для дыхания. Воздух – это невидимка, без которого бы не было жизни на земле.
Опыт №6.
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Ребята, вам понравилось быть юными сотрудниками лаборатории? (ответы детей)
Что сегодня мы с вами исследовали? (воздух)
Какой из опытов вам больше всего понравился? (ответы детей)
Вспомните, что мы с вами узнали о воздухе:
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.