светлана золотова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ: «ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА»
Составила: Золотова Светлана Владимировна, МАДОУ №223 г. Ульяновска
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы: глобус, картинки, на каждого ребенка: пластиковые стаканчики, соль, сахар, ложки, формочки с разными фигурами, яйца.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришла капелька, и скажу вам по секрету, что это не простая капелька, а волшебная. А в чем заключается ее волшебство, вы скоро все узнаете.
Капелька : Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться! Я- Капелька. Я встречаюсь с вами каждый день.
Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем. (Голубева В. А.)
Капелька : Дети, представьте себе, что на планете не осталось ни одной капли воды. Хорошо это или плохо? Почему?
Игра «Хорошо-плохо»
Условные ответы детей:
Вода-хорошо: источник жизни, воду можно пить, водой можно умываться, без воды не растут растения и т. п.
Вода-плохо: наводнение, можно утонуть в воде, горячей можно обжечься и т. п.
Капелька : Всё живое на Земле произошло из воды. Давным - давно, много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. И именно в океане под воздействием солнечных лучей появились первые живые существа. Прошло еще много времени, прежде чем на Земле появился человек. Но наш организм до сих пор «помнит» информацию о том, что жизнь зародилась в океане: тело человека на 2/3 состоит из воды. Без воды жизнь человека была бы невозможна. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды-3-4 дня, затем он погибает.
Игра «Какая бывает вода»
Дети встают в круг. Передают друг другу «волшебную палочку», при этом называя какая бывает вода.
Ответы детей: газированная, холодная, горячая, в реке, в море, в аквариуме и т. д.
Капелька : Ребята, а сейчас я хочу с вами поиграть еще в одну игру. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе были собраны картинки, в которых есть что-то общее.
Игра «Найди свое место»
Лужица-море-река-озеро
Снег-снеговик-сосульки
Облачко-пар над чашкой с горячим чаем-туман над рекой
Объясните свой выбор. Ответы детей.
Капелька : Вода есть в морях, океанах, озерах. Вода падает на землю в виде дождя, снега. Всё это разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку.
Опытно-исследовательская деятельность.
Капелька : а сейчас мы свами станем волшебниками. И попробуем узнать о воде еще больше.
- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (прозрачная).
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти формочки. Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую фору? (нет)
- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Капелька : Ребята, мне пора возвращаться. Спасибо вам, вы были чудесными помощниками.
Заключительная часть.
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня о воде? Что вам больше всего понравилось? Какие свойства есть у воды?
Я предлагаю вам дома залить воду в формочки и поставить в холодильник. Можно попросить маму, чтобы она вам налила сок, тогда у вас получится вкусное лакомство.