Наталия Михайлова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Какая бывает вода?» средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей методом экспериментирования, любознательность. Расширить представление детей о значении воды для жизни человека и всего окружающего, ее свойствах. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. Приобщать детей к бережному отношению к воде, формировать интерес к окружающему миру.
Материалы: стаканы, колбы и другие емкости различной формы и ширины, трубочки, одноразовые ложки, яйцо, зеленка, сахар, соль, речной песок, фартуки, клеенка, салфетки.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме „Какая бывает вода?“ средняя группа» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа:
Чтение стихов, рассказов о воде.
Ход исследования:
-Ребята! Сегодня я хочу предложить вам поиграть и превратиться в настоящих ученых. Вы знаете, кто такие ученые? Ученые – люди, которые много знают, работают в лабораториях и проводят различные опыты.
Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Дети садятся за столы.
Показать детям глобус. Кто знает что обозначают оттенками синего цвета на глобусе ( ответы детей: моря, реки, океаны).
Да это вода. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека.
-Мы проведем сегодня эксперименты, а с чем вы узнаете, если отгадаете загадку:
Говорят она везде : В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Без нее нам не умыться, не поесть и не напиться. Я хочу у вас спросить: без чего нам не прожить? (без воды) Правильно, без воды. Без воды нет жизни, вода нужна всему живому. А как человек использует воду? ( ответы детей: пьет, готовит пищу, моется, стирает, поливает растения)
Ребенок читает стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда!
Вокруг оглянитесь:
В природу взгляните –
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша вода.
Вот так происходит и в природе (показ схемы круговорота воды в природе). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
И так представьте, что мы с вами превратились в ученых и оказались в научной лаборатории. Сейчас мы с вами познакомимся со свойствами воды.
Ребята у нас есть органы осязания : глаза, нос, рот.
ГЛАЗА: ПОСМОТРИТЕ – ЦВЕТ – ПРОЗРАЧНАЯ
НОС: ПОНЮХАЙТЕ – ЗАПАХ – НЕ ИМЕЕТ
РОТ: ПОПРОБУЙТЕ – ВКУС – НЕ ИМЕЕТ
Опыт 1.
Вода - это жидкость. Она течет. Ее можно налить в стакан, вазу, ведро. Ее можно перелить из 1 сосуда в другой. Давайте вы тоже попробуете перелить воду из 1 стакана в другой. Почему вода льется? Потому что она жидкая.
Опыт 2.
Вода прозрачная. 1 стакан с водой, другой с молоком. В оба положить ложечки. В каком стакане ложку видно, а в каком нет. Потому что вода прозрачная, через нее все видно.
Опыт 3.
Вода бесцветная. Сравниваем воду с молоком и определяем, что у воды нет цвета, она бесцветная. Но если в воду добавить разные вещества (например, зеленку, вода окрашивается, становится цветной.
Опыт 4.
Вода без вкуса. Дети пробуют воду на вкус через трубочки. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? Нет, вода не имеет вкуса, она безвкусная. Добавляем сахар. Вода стала вкусная, появился вкус.
Опыт 5. Вода без запаха. Понюхаем воду. Пахнет чем-нибудь? Нет, у нее нет запаха. А если мы в воду добавим какое-то вещество (валерианку, она приобретает запах.
Работа детей за своими столами. Дети делают вывод что вода – это жидкость без цвета, вкуса и запаха.
Физкультминутка: «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
А сейчас продолжим наше экспериментирование. Ребята, в каком еще состоянии бывает вода и где она встречается?
Ответы детей: –в твердом (когда замерзает)
–в газообразном (когда превращается в пар при нагревании)
Раздать детям фигурные льдинки, предложить рассмотреть их.
Воспитатель показывает термос с горячей водой.
– Сейчас мы откроем термос и подставим черный картон, видите идет пар.
Положить наверх термоса стёклышко. Пар охлаждается и превращается в капельки воды. На столе стоят две банки с водой, два сырых яйца и соль. Вызвать одного из детей, предложить размешать соль в одной банке. Опустить яйцо в банку с простой водой и опустить яйцо в банку с соленой водой, предложить детям понаблюдать что происходит. В соленой воде яйцо будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее и она выталкивает предмет. Поэтому плавать в море легче, чем в реке.
Ребята, мы с вами должны беречь воду:
– не тратить ее понапрасну
– не засорять ручьи, реки мусором
– беречь окружающую природу.
Обсуждение с детьми занятия, что понравилось и запомнилось при экспериментировании в нашей научной лаборатории.
Итог: Сегодня на занятии мы с вами говорили о том, какое огромное значение играет вода в жизни человека, животных, птиц, растений. О необходимости бережного отношения людей к воде.