Анна Кипяткова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Свойства воздуха» для воспитанников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
образовательной деятельности
Тема: «Свойства воздуха»
для воспитанников 5-6 лет
Подготовила и провела:
А. Д. Кипяткова,
воспитатель 1 кв. категории
г. Семёнов 2015 год
Тема: «Свойства воздуха»
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Свойства воздуха“ для воспитанников 5–6 лет» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Способствование познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Задачи:
1. Систематизировать знания воспитанников о свойствах воздуха.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у воспитанников доброжелательное отношение друг к другу.
3. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечивать получение опыта взаимодействия в парах, группах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании воспитанников всех этапов, закреплять положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Средства:
У воспитанников : Стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри, игрушка резиновая, листы бумаги по количеству воспитанников.
У педагога: коробочка с чесноком.
Методы обучения: рассказ, беседа, наблюдение, опыты-эксперименты.
Ход непосредственной организованной образовательной деятельности :
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель заходит в группу в халате, шапочке, очках: Привлекает внимание воспитанников и на ковре начинает беседу.
Воспитатель : Здравствуйте ребята, я хочу пригласить вас к себе, а может вы уже догадались, кто я и куда хочу вас пригласить?
Предполагаемые ответы воспитанников : врач, лаборант и т. д.
Воспитатель : Я заведующая лабораторией. Может быть, кто-то из вас знает, что такое лаборатория.
Предполагаемые ответы воспитанников - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Воспитатель : Правильно ребята. А вы не хотели - бы быть сегодня моими помощниками - юными лаборантами. Но прежде, чем попасть в лабораторию, я должна познакомить вас с рядом правил, которые обязательно надо соблюдать в лаборатории, а может быть, кто - то из вас уже знает эти правила?
Воспитатель : Как вы думаете в лаборатории можно трогать что-либо на столах без разрешения?
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Можно ли шуметь в лаборатории и мешать другим сотрудникам?
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
А можно ли пробовать что-либо на вкус?
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
А как вы думаете, все опыты можно проводить самостоятельно?
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
2. Основная часть (содержательный этап)
Воспитатель : А вот что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Воспитатель загадывает загадку :
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Предполагаемый ответ воспитанников– Воздух.
Воспитатель : Приглашаю вас в свою лабораторию, сегодня мы будем изучать свойства воздуха. Приглашаю вас к лабораторному столу №1
Посмотрите – здесь лежат вот такие шарики. Кто знает, какого они цвета?
Ответы воспитанников : Синий, зеленый.
Воспитатель : А как называются эти шарики, вы знаете?
Ответ воспитанников : Воздушные шарики.
Воспитатель : А может кто-то из вас знает, почему они так называются? И откуда воздух появился в шариках?
Предполагаемые ответы воспитанников : Потому что внутри шарика есть воздух. Он там появился, когда шарик надували.
Воспитатель : Значит вы думаете, что в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Ответ воспитанников : Выходят пузырьки.
Воспитатель : Пузырьки? И как это они там оказались? В стакане же только вода была.
Предполагаемые ответы воспитанников : Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель : Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к лабораторному столу №2.
Воспитатель : А как вы думаете, можем ли мы с вами увидеть воздух.
Ответ воспитанников : Нет не можем, он прозрачный.
Воспитатель : Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем?
Ответ воспитанников : Пусто.
Воспитатель : Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет (показывает воспитанникам, как набрать воздух и закрутить пакет) Что произошло с пакетом?
Предполагаемые ответы воспитанников : Пакет полон воздуха.
Воспитатель : Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Ответ воспитанников : Пакет опять стал пустым.
Воспитатель : Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?
Предполагаемые ответы воспитанников : да, нет.
Воспитатель : Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно взять веера. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
Ответ воспитанников : Ветер
Воспитатель : Да мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
Предполагаемый ответ воспитанников : Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Но нам нужно выйти из лаборатории, ведь вы мне уже сказали, что в лаборатории нельзя шуметь. Мы сейчас пойдём на специальное место, где можно поиграть (воспитатель вместе с воспитанниками выходит на ковёр)
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра.
Воспитатель : А как вы думаете мы сможем услышать воздух?
Предполагаемые ответы воспитанников : да, нет.
Воспитатель : Давайте вернемся в лабораторию и пройдем к лабораторному столу №3 (воспитатель и воспитанники проходят к столу). Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется.
Ответ воспитанников : Колебание
Воспитатель : (берет в руки свистульку). Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Ответ воспитанников : Да.
Воспитатель : Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. Воспитатель берет в руки резиновую игрушку и выпускает из нее воздух.
Воспитатель : А как вы думаете, у воздуха есть запах?
Предполагаемые ответы воспитанников : да, нет.
Воспитатель : Воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Сейчас я открою волшебную коробочку, что вы чувствуете?
Ответ воспитанников : Чеснок
Воспитатель : Как вы думаете, это пахнет воздух или чеснок издаёт такой аромат?
Предполагаемые ответы воспитанников : воздух, чеснок.
Воспитатель : Запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель : Ребята вам понравилось сегодня быть юными лаборантами и проводить опыты и исследования про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Предполагаемые ответы воспитанников : Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетиком, услышать благодаря свистку.
Воспитатель : Вы сегодня были замечательными помощниками, я хочу вам подарить волшебные пузыри, которыми вы сможете