Светлана Зверева
Конспект совместной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Систематизировать представления детей о свойствах воздуха в процессе совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Учить сообща ставить познавательную задачу совместной деятельности, выбирать средства и способы для достижения результата.
2. Развивать познавательную активность, любознательность в процессе совместной опытно-экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать чувство ответственности за достижение общего результата.
Оборудование:
Публикация «Конспект совместной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Воздушный шарик, полоски бумаги, бумажный кораблик, ёмкости с холодной и горячей водой, трубочки, стаканы, пакеты, веер, пластиковая бутылка, апельсиновая корка, долька чеснока.
Ход совместной деятельности:
(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)
(Слышится звук пришедшего сообщения).
Воспитатель: - Ребята, вы слышите? К нам пришло сообщение, давайте его посмотрим. (На экране появляется Незнайка).
Незнайка: - Здравствуйте, ребята. Недавно Знайка загадал мне загадку, которую я никак не могу отгадать. Может быть, вы мне поможете? Слушайте:
Он везде нас окружает,
Всё пространство заполняет.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Ни деревья, ни зверюшки,
Ни букашки, ни лягушки.
Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: - Воздух!
Воспитатель: - А как можно доказать, что воздух заполняет всё пространство?
Дети: - Нужно провести опыты.
Воспитатель: - Правильно, можно провести опыты. Хотите отправиться в научную лабораторию?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: - Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: - Хотите стать научными сотрудниками лаборатории? Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда берите халаты и одевайте их. (Одевает халат). А как же мы расскажем Незнайке о свойствах воздуха?
Дети: - Мы можем нарисовать их.
Воспитатель: - Верно, мы можем зарисовать наши опыты. А теперь, ребята, скажите, что нужно сделать, чтобы все были заняты, и всем хватило материала для работы? Ведь рабочих столов у нас мало, а вас много.
Дети: - Нам нужно разделиться на группы.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Думаю, это хорошее решение. А как вы будете делиться на группы?
Дети: - Мы договоримся.
(Дети договариваются и распределяются на группы).
Воспитатель: - А кто будет следить, чтобы сотрудники лаборатории трудились дружно и не ссорились? Давайте в каждой группе выберем старшего научного сотрудника, который будет ответственным за работу и с которым будут все советоваться.
(Дети предлагают кандидатуры).
Теперь я предлагаю подойти ко мне старших научных сотрудников, которых вы выбрали, и вытянуть карточку, на которой обозначено какие именно опыты вы будете проводить.
(Дети вытягивают карточки).
Команда, выбравшая карточку номер один, готовит оборудование для обнаружения воздуха вокруг нас. Команда, которая выбрала карточку под номером два готовит оборудование для опытов, которые помогут доказать, что воздух находится внутри человека. Команда, выбравшая карточку под номером три, готовит оборудование, чтобы доказать что воздух имеет запах.
Не забудьте зарисовать результат опыта в опытной карте : что хотите узнать? Какой материал необходим? Что для этого нужно сделать? Что получилось в результате опыта?
Теперь проходите за свои столы и выберите сами для себя оборудование для опыта, который хотите показать.
(Дети, подходят к своим столам с оборудованием и начинают проводить опыты с воздухом).
Воспитатель: - Сотрудники лаборатории готовы сделать выводы о свойствах воздуха? (подходит к первому столу). Слушаю вас.
1 ребё нок: - Воздух находится вокруг нас, это можно доказать поймав его пакетом (показывает).
2 ребё нок: - А ещё, воздух можно почувствовать с помощью веера (показывает, или просто подуть на руку (показывает).
Воспитатель: - Хорошо, вы доказали нам, что воздух находится вокруг нас. Спасибо вам! (подходит ко второму столу). Теперь послушаем ваши открытия.
1 ребё нок: - Воздух есть внутри людей. Возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показывает, видите, что происходит? Пузырьки поднимаются вверх, это и есть воздух.
2 ребё нок: - Или подуть на полоску бумаги (показывает).
3 ребё нок: - Или подуть на кораблик (показывает).
Воспитатель: - Спасибо, ребята, вы доказали, что воздух находится внутри нас. (Подходит к третьему столу). А что вы можете рассказать о воздухе?
1 ребё нок: - А мы хотим вам доказать, что у воздуха нет запаха. Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Воспитатель: - Нет.
1 ребё нок: - Я возьму корочку апельсина и помну её (показывает). Чем пахнет?
Воспитатель: - Апельсином.
2 ребё нок: - А я сейчас раздавлю дольку чеснока (показывает). Чем пахнет?
Воспитатель: - Чесноком.
2 ребё нок: - Запах передаётся по воздуху.
Воспитатель: - Молодцы! Это свойство воздуха вы тоже доказали. Теперь я хочу показать вам свой опыт. Как вы думаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Предположения детей). Хотите узнать? Воздушный шарик нужно надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?
Дети: - Шарик надулся, а почему?
Воспитатель: - В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Дети: - Шарик сдулся, почему?
Воспитатель: - Воздух при нагревании расширяется – шарик надувается, при охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся. Ребята, я вам доказала, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Итак, подведё м итог:
Принесите, пожалуйста, мне свои заполненные карточки. Что мы узнали?
• Воздух находится вокруг нас. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись.
• Воздух находится внутри нас. Воздухом дышат люди, животные и растения.
• Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, потому что запах передаётся по воздуху.
• При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Какие вы все молодцы, всё показали правильно и всё доказали. Как вы считаете, всё ли у вас получилось?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: - А почему у вас получилось показать всё правильно?
Дети: - Потому что мы делали всё вместе дружно, договорились, кто какую работу будет выполнять. А ещё мы помогали друг другу.
Воспитатель: - Понравилось вам трудиться сообща, вместе? Вам было интересно проводить опыты с воздухом? Почему?
(Дети отвечают).
Воспитатель: - А как мы передадим наши рисунки Незнайке?
Дети: - Давайте отправим письмо, посылку….
Воспитатель: - А теперь, уважаемые сотрудники лаборатории! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить подарки – мыльные пузыри. А с помощью мыльных пузырей, оказывается, в воздух можно ещё и поиграть. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.