Наира Арутюнян
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»
(В гостях в мини лаборатории у профессора «Всезнайки»)
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь,
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развивающие:
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия, аргументировать факты.
Образовательные:
• дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
• обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: невидимый, легкий, бесформенный, бесцветный.
Оборудование:
• музыкальное сопровождение;
• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
• стаканчики с водой (по количеству детей);
• коктельные трубочки (по количеству детей);
• вееры (по количеству детей);
• бутылочка пустая
• тазик с горячей, холодной водой
• карта следования
• халат для профессора
• конверт с заданиями
• медали «Юный исследователь»
• баночка с запахом апельсина, чеснока.
Ход занятия
(настраиваю детей на начало НОД, используя психогимнастику)
1 ч. Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Ребята, кто такие ученые? (ответы детей).
Обобщаю: ученые это люди, которые ставят опыты,эксперименты, занимаются исследованием.
А вы хотите отправиться в научную лабораторию к профессору Всезнайке? Найти лабораторию нам поможет вот эта карта. (схемы вхождения). А для этого нам нужна разминка – ответить на несколько вопросов: Что тяжелее стакан с водой или пустой? Что тяжелее 1 кг. Ваты или 1 кг. Железа? Когда бывает радуга? Отчего? Кто соседи у цифры 6? Молодцы, справились, можем отправляться.
(проходим по карте).
-Здравствуй товарищ профессор! Что то не отзывается - халат вроде его висит! Где же он?.А вот письмо какое то лежит! (зачитываю)
2 ч. (приглашаю детей к столам).
Воспитатель: Ребята поможем профессору Всезнайке? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух и какими свойствами он обладает.
Воспитатель: послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: а какого он цвета?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).или губку, смоченную соком апельсина, чеснока.
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод 3: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый но все же, без него мы жить не можем!
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)
3 ч. Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха. Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Кому еще нужен воздух (растениям, животным).
Вывод 5: Человек не может жить без воздуха.
Давайте подуем на ладони: Почему, когда мы держим ладонь близко воздух на нее поступает теплый, а когда далеко – холодный (выводы).
4 ч. Предлагаю подойти к тазику с водой. (МОРЕ) .Давайте подуем на кораблики. Что происходит? Почему?
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Для чего можно использовать веер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером на себя, Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
Вывод 6: ветер – это движение воздуха.
5 ч. Воспитатель: На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.
Воспитатель: Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!
: А хотите ещё узнать о свойстве воздуха?
Я вам сейчас покажу свой эксперимент?воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?
Воспитатель: Шарик надулся, а почему?
(В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Воспитатель: Шарик сдулся, почему?
(При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.)
Вывод:Вот мы и доказали, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают поднятыми руками вправо-влево)
Облако плывет над нами, словно белая гора (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)
Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)
Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!
АУТОТРЕНИНГ (предлагаю сесть на коврик)
Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем релаксационную музыку)
Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
ИТОГ: И так подведём итог.
*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ребята, но как же профессор узнает, что мы сами ставили опыты, делали выводы? Я предлагаю составить схему наших экспериментов (что делали сначала, что потом).
Воспитатель:Я смело могу вас назвать исследователями, думаю и профессор тоже.
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.