Татьяна Полякова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Кот и кит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Задачи: Закреплять умение делить звуки на гласные и согласные, твердые и мягкие, учить придумывать слова с заданным звуком. Развивать фонематический слух и слуховое внимание, мелкую моторику, речевое дыхание; уточнить артикуляцию некоторых звуков. Воспитывать дисциплинированность, умение слушать, доброжелательные отношения в группе.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: Большая книга в картинках «Кот и кит», схемы слов «кот», «кит»; фишки зеленого, синего, красного цвета; жетоны; два обруча.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Кот и кит“» размещена в разделах
- Кит, китообразные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Раздаточные: «волшебные картинки» с изображением предметов, начинающихся со звука «к», заканчивающихся звуком «к», имеющих звук «к» в начале и в конце, картинки закрыты бахромой из цветной бумаги; листы бумаги с пунктирным изображением силуэтов кота и кита.
Методы и приёмы: Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Мотивация: В группу вносится книга, на обложке которой изображены кот и кит. Воспитатель листает книгу и рассказывает отрывок стихотворения Б. Заходера «Кот и кит»:
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину.
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка,
Опечатка!
Воспитатель: Такая вот сказка, ребята! Автор, наверное, что – то напутал! Что не так в этой сказке? (ответы детей)
Воспитатель: Кто-то,
Против всяких правил,
В сказке звуки переставил,
Сможем ли мы с вами навести порядок в этой сказке? (ответы детей)
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Каким образом? (ответы детей). Нам нужно выяснить, из каких звуков состоит слово «кот» и слово «кит», когда мы это выясним, мы сможем понять, что напутал автор, какие звуки он поменял местами.
Совместная деятельность взрослого и детей:
1. Работа со схемой слова «кот».
Воспитатель: -Кто изображен на картинке? (кот) Посмотрите на схему слова кот, в каждой клеточке «живут» звуки, из которых состоит это слово. Как вы думаете, из скольких звуков состоит слово «кот»? (из трех)
Произнесем слово «кот». Какой звук слышится на первом месте? («к»)
Какой это звук? (согласный)
Он твердый или мягкий? (твёрдый). Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? (синим). /один из детей выходит и прикрепляет синюю фишку в первую клеточку/.
Какой звук слышится после звука «к»? («о»). Какой это звук? (гласный). Почему вы так решили? (ответы детей). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).
Какой звук слышится в конце слова? («т»). Какой это звук? (согласный твердый). Каким цветом мы его пометим? (синим).
Посмотрите на схему, все ли клеточки заполнены? Повторим еще раз, из каких звуков состоит слово «кот»?
2. Аналогичная работа проводится со словом «кит». /мягкий звук «к» обозначается зеленым цветом/.
3. Посмотрим на обе схемы. Что вы можете сказать о них? (ответы детей).
С какого звука начинается слово «кот»? («к»). А слово кит? («кь»).
А на какой звук оканчиваются оба этих слова? («т»). Гласные мы пометили красным цветом. Какая гласная в слове «кот»? («о»). А в слове «кит»? («и»). Какой вывод можно сделать, что превращает кота в кита? (гласный звук). Выяснив это, мы можем сказать, что перепутал автор? (поменял местами гласные звуки в словах кот и кит).
Воспитатель:Ну,
И навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан
Уходит КИТ.
КОТ на кухне
Мирно спит.
Все как надо,
Все прилично.
Сказка стала - на "отлично"!
Всем понятна и ясна.
Жаль,
Что кончилась
Она.
4. Дидактическая игра: «Назови слово со звуком «к». Детям предлагается назвать слова в которых слышится звук «к», нужно указать, где располагается звук (в начале, в конце, в середине слова, твердый он или мягкий. /за каждое названное слово дается жетон, по их количеству подводятся итоги/.
5. Физкультурная минутка «Котик»
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Тимоша -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Тимоши все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Кот Тимоша жил на крыше. (руки поднять вверх)
Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки- вверх по голени -к коленям- по бедру)
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть «мышеловка»)
Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)
В прятки с ним играли мышки.
6. Дидактическая игра «Круги Эйлера». Детям предлагается взять волшебные картинки и для того, чтобы увидеть, кто на них изображен, нужно подуть на них через язычок (рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе, губы вытянуты в трубочку, следить за тем, чтобы щеки не надувались). После того, как все выяснят, кто или что изображено на их картинке, дети подходят к столу, на котором находятся круги Эйлера (два обруча пересекаются, в одну область кладут картинки, на которых изображен предмет, название которого начинается со звука «к», в другую – названия которых заканчиваются звуком «к», на пересечение – те, которые и начинаются, и заканчиваются звуком «к».
/На «волшебных» картинках изображены: кролик, кубик, кабачок, кузнечик, паук, волк, жук, кактус, капуста, курица, котенок, клубок. /
Самостоятельная деятельность детей: Детям предлагаются листы, на которых пунктиром изображены силуэты кота и кита, карандаш.
Задание: Обвести силуэты животных, дополнить их деталями (глазками, носиками и т. д.).
Рефлексия:
Каким образом нам удалось навести порядок в сказке? Что нового мы научились делать сегодня? Что показалось самым трудным? Рассматривание готовых работ.