МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл»

Марина Пузанова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы

Откуда хлеб пришёл

Программное содержание:

-Познакомить детей с основным занятием русских крестьян –земледелием, видами полевых работ;

-Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

- Закрепить знания пословиц о хлебе;

-Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;

- Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

-Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Откуда хлеб пришёл“» размещена в разделах

-Актуализировать, обогащать лексический словарь по теме "Хлеб";

- Совершенствовать навыки связного высказывания;

Словарь: пахарь, рожь, пшеница, ячмень, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, борона, серп, мука, мельница, соха, цепь, жернова, амбар, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты.

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Выращивать, пахать, сеять, убирать, жать, молотить, веять, боронить, молоть, выпекать, печь, беречь.

Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением орудий труда, картинки от зерна до хлеба, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия

Стук в дверь. Помощник воспитателя передает посылку.

Воспитатель:

-Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем. (От жителей Ням-ням).

Воспитатель:

-Как вы думаете? Что там может лежать?

Дети:

- Хлеб.

Воспитатель:

-А как вы догадались?

Дети:

-По запаху.

Воспитатель:

-Конечно, такой аромат идет от посылки.

Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

-Сегодня мы будем говорить о хлебе.

-Где мы покупаем хлеб?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Хлебобулочных изделий так много, назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т. д.)

Воспитатель:

-Ребята, хотите мы с вами отправимся в путешествие «По дорогам в старину» и узнаем как, раньше выращивали хлеб.

Дети:

-Да.

(Звучит русская народная мелодия).

Воспитатель:

- Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб.

-Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.

-А вы знаете пословицы о хлебе?

Ответы детей:

- Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.

Воспитатель:

-Если мы с вами вместе отведаем хлеба-соли, то будем дружить, никогда не поссоримся.

-Ребята, самая трудная работа растить хлеб. Вот послушайте, как об этом в старину рассказывали (читает былину «Вольга и Микуля»).

-Эта былина не случайно передавалась из поколения в поколение. О чём она? Как вы думаете, что труднее воевать или землю пахать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Раньше говорили: «Землю пашут - не руками машут», а ещё так: «Шапка с головы упадёт, не поднему …некогда». Ранней весной, когда земля, если её сжать в ладони, уже не превращается в липкий мокрый комок, но ещё и не рассыпается в пыль,- самое время пахать. Первая помощница кре-стьянину - лошадь. Пахали сохой.

-«Матушка-сошка, золотые рожки».

-Ребята как вы думаете, о каких рожках здесь идет речь? (Показывает иллюстрацию).

Ответы детей.

Воспитатель:

-Речь идёт о раздвоении рабочей части сохи.

-Вспахали землю, а можно ли сеять? Нет, ещё рано. Надо сначала бороной пройти по полю несколько раз.

Сито свито,

О четырёх углах,

О ста ногах.

-О каких ногах здесь идёт речь?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Это - деревянные колья бороны. Они хорошо разбивают комья земли. Борону, как и соху, тянет по полю лошадка.

-А вот теперь можно в землю сеять зерно?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

- Сеял зерно обычно самый опытный в семье мужчина (дедушка, отец). Он выходил в поле с лукошком-севалкой в чистой рубахе (чтобы сорняков было мало, хлеб был чистым, не подпоясывался и не завязывал мешки с зерном (чтобы «не завязывать урожай», то есть, чтобы семена взошли дружно).

(Проводится физминутка «Сеем, сеем хлеб».)

-Посеяли хлеб. Что теперь делать? Ждать когда вырастит урожай.

- Вот и вырос урожай. Женщины надевали белые рубахи, подпоясывались и, взяв в руки серпы, шли жать рожь, овес, пшеницу, ячмень. Ребятишек постарше (вашего возраста) оставляли дома, а совсем маленьких (груд-ничков) брали с собой, чтобы мамы могли их накормить, когда те заплачут, перепеленать. Работали крестьянки с зари до захода солнца, сжинали (срезали серпом) созревшие колоски.

-Когда урожай был собран, нужно было отделить зернышки от соломы. Это делали цепом. Цеп представляет собой две палки, соединенные куском кожи. Про цеп, как и другие орудия труда, нужные человеку, сложена загадка:

Летят гуски,

Деревянные носки,

Шейки кожаные.

- Цепом молотили — били по колосьям, выбивая из них зерно. Молотьба — работа, требующая физической силы. Эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины им помогали: сгребали зерно в кучу, убирали мусор и так далее. Давайте, мальчики, поработаем.

(Мальчики изображают молотьбу).

- Затем веяли зерно — очищали его от шелухи. Помогала в этом де-ревянная лопата. Лопатой подгребали зерно и подбрасывали его вверх. Только надо было выбрать ветреный денек, тогда легкая шелуха отлегала в сторону. Провеяв зерно, убирали его в амбар.

- Чистое зерно везли на мельницу. Но если муки нужно было не так много (на оладьи, блины, пироги, то зерно молотили дома на жерновах. По-смотрим, как они работают. Вот два круглых камня с дырой посередине. Между ними клали зерно. У верхнего камня, меньшего по размеру, есть ручка. Человек за эту ручку вращал камень. И зерна перетирались в муку. А иногда жернова делали из дерева.

А сейчас поиграем в игру «Откуда хлеб пришел

Откуда хлеб пришёл?

(Из печки)

Из чего пекут хлеб?

(Из муки)

Из чего мука?

(Из зерна)

Откуда зерно?

(Из колоска)

Откуда колосок?

(Вырос в поле)

Кто посадил зерно?

(крестьянин)

Перед севом, что он делал?

(Землю боронил)

Перед бороной?

(Землю пахал)

Воспитатель:

-Наше путешествие подходит к завершению.

- Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

Ответы детей:

- Пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.

Итог занятия.

Воспитатель:

-Вот как работали раньше крестьяне, чтобы вырастить хлеб, который мы едим с вами каждый день.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

-Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?

Ответы детей.

(Дети приглашаются к столу на чаепитие).

Публикации по теме:

Долгосрочный проект в старшей группе на тему «Откуда хлеб пришёл?» Тема: «Откуда хлеб пришел». Вид проекта: познавательно-исследовательский. Состав участников: групповой и родители Срок реализации: долгосрочный.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Откуда к нам хлеб пришёл» Задачи: Обучающие: познакомить детей с тем, какой путь проходить хлеб, прежде чем попасть на стол, закрепить знания детей о том, что хлеб.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе (ОНР) «Откуда хлеб пришёл?» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: учить образовывать и употреблять относительные прилагательные со значением соотнесенности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Перелётные птицы» Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Задачи: - расширение словарного запаса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб — всему голова» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб – всему голова» Дата проведения:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Откуда стол пришёл» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Откуда стол пришёл». Цель: Рассказывать воспитанникам о том. Что.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам хлеб пришел» Конспект непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам хлеб пришел»Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить,.

Конспект организованно-образовательной деятельности для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №1» «Откуда хлеб пришел».

Конспект занятия по развитию речи «Откуда хлеб пришел» Конспект занятия по развитию речи "Откуда хлеб пришел". Воспитатель: Кириллова Л. Л. 2013 год. Занятие на тему: "Откуда хлеб пришел". Пр. сад.

Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл?» Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл?» (старше – подготовительная группа) с использованием ИКТ по теме «Знакомим дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 19:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пузанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД