Марина Пузанова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Откуда хлеб пришёл
Программное содержание:
-Познакомить детей с основным занятием русских крестьян –земледелием, видами полевых работ;
-Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- Закрепить знания пословиц о хлебе;
-Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;
- Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
-Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Откуда хлеб пришёл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Актуализировать, обогащать лексический словарь по теме "Хлеб";
- Совершенствовать навыки связного высказывания;
Словарь: пахарь, рожь, пшеница, ячмень, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, борона, серп, мука, мельница, соха, цепь, жернова, амбар, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, убирать, жать, молотить, веять, боронить, молоть, выпекать, печь, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением орудий труда, картинки от зерна до хлеба, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия
Стук в дверь. Помощник воспитателя передает посылку.
Воспитатель:
-Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем. (От жителей Ням-ням).
Воспитатель:
-Как вы думаете? Что там может лежать?
Дети:
- Хлеб.
Воспитатель:
-А как вы догадались?
Дети:
-По запаху.
Воспитатель:
-Конечно, такой аромат идет от посылки.
Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
-Сегодня мы будем говорить о хлебе.
-Где мы покупаем хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Хлебобулочных изделий так много, назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т. д.)
Воспитатель:
-Ребята, хотите мы с вами отправимся в путешествие «По дорогам в старину» и узнаем как, раньше выращивали хлеб.
Дети:
-Да.
(Звучит русская народная мелодия).
Воспитатель:
- Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб.
-Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
-А вы знаете пословицы о хлебе?
Ответы детей:
- Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.
Воспитатель:
-Если мы с вами вместе отведаем хлеба-соли, то будем дружить, никогда не поссоримся.
-Ребята, самая трудная работа растить хлеб. Вот послушайте, как об этом в старину рассказывали (читает былину «Вольга и Микуля»).
-Эта былина не случайно передавалась из поколения в поколение. О чём она? Как вы думаете, что труднее воевать или землю пахать?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Раньше говорили: «Землю пашут - не руками машут», а ещё так: «Шапка с головы упадёт, не поднему …некогда». Ранней весной, когда земля, если её сжать в ладони, уже не превращается в липкий мокрый комок, но ещё и не рассыпается в пыль,- самое время пахать. Первая помощница кре-стьянину - лошадь. Пахали сохой.
-«Матушка-сошка, золотые рожки».
-Ребята как вы думаете, о каких рожках здесь идет речь? (Показывает иллюстрацию).
Ответы детей.
Воспитатель:
-Речь идёт о раздвоении рабочей части сохи.
-Вспахали землю, а можно ли сеять? Нет, ещё рано. Надо сначала бороной пройти по полю несколько раз.
Сито свито,
О четырёх углах,
О ста ногах.
-О каких ногах здесь идёт речь?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Это - деревянные колья бороны. Они хорошо разбивают комья земли. Борону, как и соху, тянет по полю лошадка.
-А вот теперь можно в землю сеять зерно?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Сеял зерно обычно самый опытный в семье мужчина (дедушка, отец). Он выходил в поле с лукошком-севалкой в чистой рубахе (чтобы сорняков было мало, хлеб был чистым, не подпоясывался и не завязывал мешки с зерном (чтобы «не завязывать урожай», то есть, чтобы семена взошли дружно).
(Проводится физминутка «Сеем, сеем хлеб».)
-Посеяли хлеб. Что теперь делать? Ждать когда вырастит урожай.
- Вот и вырос урожай. Женщины надевали белые рубахи, подпоясывались и, взяв в руки серпы, шли жать рожь, овес, пшеницу, ячмень. Ребятишек постарше (вашего возраста) оставляли дома, а совсем маленьких (груд-ничков) брали с собой, чтобы мамы могли их накормить, когда те заплачут, перепеленать. Работали крестьянки с зари до захода солнца, сжинали (срезали серпом) созревшие колоски.
-Когда урожай был собран, нужно было отделить зернышки от соломы. Это делали цепом. Цеп представляет собой две палки, соединенные куском кожи. Про цеп, как и другие орудия труда, нужные человеку, сложена загадка:
Летят гуски,
Деревянные носки,
Шейки кожаные.
- Цепом молотили — били по колосьям, выбивая из них зерно. Молотьба — работа, требующая физической силы. Эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины им помогали: сгребали зерно в кучу, убирали мусор и так далее. Давайте, мальчики, поработаем.
(Мальчики изображают молотьбу).
- Затем веяли зерно — очищали его от шелухи. Помогала в этом де-ревянная лопата. Лопатой подгребали зерно и подбрасывали его вверх. Только надо было выбрать ветреный денек, тогда легкая шелуха отлегала в сторону. Провеяв зерно, убирали его в амбар.
- Чистое зерно везли на мельницу. Но если муки нужно было не так много (на оладьи, блины, пироги, то зерно молотили дома на жерновах. По-смотрим, как они работают. Вот два круглых камня с дырой посередине. Между ними клали зерно. У верхнего камня, меньшего по размеру, есть ручка. Человек за эту ручку вращал камень. И зерна перетирались в муку. А иногда жернова делали из дерева.
А сейчас поиграем в игру «Откуда хлеб пришел?»
Откуда хлеб пришёл?
(Из печки)
Из чего пекут хлеб?
(Из муки)
Из чего мука?
(Из зерна)
Откуда зерно?
(Из колоска)
Откуда колосок?
(Вырос в поле)
Кто посадил зерно?
(крестьянин)
Перед севом, что он делал?
(Землю боронил)
Перед бороной?
(Землю пахал)
Воспитатель:
-Наше путешествие подходит к завершению.
- Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
Ответы детей:
- Пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.
Итог занятия.
Воспитатель:
-Вот как работали раньше крестьяне, чтобы вырастить хлеб, который мы едим с вами каждый день.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
-Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?
Ответы детей.
(Дети приглашаются к столу на чаепитие).