Ирина Марьенкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Как нужно себя вести?» для старшей группы
Цель: формировать у детей представление о хороших и плохих поступках.
Задачи.
Образовательная - учить детей употреблять в речи прилагательные, составлять рассказ по серии сюжетных картин, проговаривать слова с разной интонацией.
Развивающая - развивать у детей диалогическую речь.
Воспитательная - воспитывать чувство вежливости, доброты.
Ход:
- Ребята, послушайте скороговорку:
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
- Давайте вместе произнесём эту скороговорку сначала медленно, потом быстрее, а потом вы попытаетесь быстро произнести её.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи „Как нужно себя вести?“ для старшей группы» размещена в разделах
Ответы детей.
- Молодцы, у вас хорошо получилось, а скажите мне кто такой Карл?
Ответы детей (мальчик)
- А кто такая Клара?
Ответы детей (девочка)
- А что сделал Карл?
Ответы детей – украл кораллы.
- А кто мне скажет, хорошо ли поступил Карл? Почему?
Ответы детей.
- Давайте скажем эту фразу удивлённо, вопросительно:
Карл у Клары украл кораллы?
Проговаривание скороговорки.
- А что же сделала Клара?
Ответы детей – украла кларнет.
- Как она поступила, правильно? Почему?
Ответы детей.
- Давайте скажем эту скороговорку сначала грустно, а потом утвердительно.
А Клара у Карла украла кларнет.
Проговаривание скороговорки.
- Какие поступки вы считаете плохими, недостойными уважения?
Ответы детей: обманывать, обзываться, брать чужое, драться…
- Вы когда нибудь поступали так плохо?
Ответы детей.
Физминутка «Назови ласково». Дети ходят по кругу, говорят слова:
Раз, два, три, ну-ка повтори,
ну-ка не зевай и ласково называй!
Воспитатель показывает на разных детей, а ребята называют его имя ласково.
- Мы назвали плохие поступки, а какие поступки вы считаются хорошими?
Ответы детей: помогать друг другу, делиться игрушками, любить всех, не драться, говорить правду, говорить вежливые слова.
- Если мы все будем, так хорошо всегда себя вести, то мы будем какими детьми?
Ответы детей: честными, добрыми, воспитанными…
Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо». Дети разлаживают по разным домам две группы карточек : с хорошими делами и с плохими поступками.
Дети раскладывают картинки и делятся впечатлениями.
На столе перед детьми четыре иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сыновья» (рассказ прочитается в конце занятия). Детям предлагается разложить картинки так, чтобы мог получится рассказ.
Дети раскладывают картинки, как они считают нужными.
- Почему, вы эту картинку положили первую? Что на ней нарисовано?
Ответы детей.
- Расскажите, почему именно в этой последовательности вы разложили картинки?
Ответы детей.
- Кто может составить рассказ?
Варианты рассказа.
- Ребята, вы правильно всё разложили, правильно поняли главную мысль Валентины Осеевой, которая написала рассказ «Сыновья». Послушайте его.
В. Осеева «Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка :
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
- Ребята, обратите внимание на конец рассказа, скажите почему, так дедушка сказал, что он видит только одного сына?
Ответы детей.
- Давайте мы с вами, будем вести себя всегда правильно, чтобы все гордились нами.