Елена Солдатенко
«В гостях у хозяйки Медной горы». Интегрированное занятие в старшей группе по сказам П. П. Бажова
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе по сказам П. П. Бажова «В гостях у Хозяйки медной горы»
Цель:
Приобщать детей к истокам культуры родного края.
Задачи:
Закреплять у детей знания сказов Павла Бажова.
Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину.
Развивать познавательный интерес к родному краю; умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы; мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей чувства любви и уважения патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.
Формировать творческие способности детей.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;
Знакомство с творчеством П. П. Бажова;
Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок»
Просмотр презентации;
Организация выставки камней и изделий их них;
Тематические беседы;
Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них.
Оборудование: презентация по теме, атрибуты, ноутбук, экран для проектора.
Ход занятия:
Хозяйка: Это кто у меня под горой расшумелся, кто разгалделся? (сурово)
Это кто разыгрался, распелся? (более ласково)
Что за гости пожаловали, такие нарядные, веселые?
А, это вы, детишки мастеровых! Что ж, здравствуйте! Я гостям всегда рада! Вы меня узнали?
1слайд (Хозяйка Медной горы)
Дети: Хозяйка медной горы.
Хозяйка: Правильно! Я Хозяйка Медной Горы. А как еще меня называют?
Дети: Каменной девушкой, Малахитницей, повелительницей ящериц.
Хозяйка: Верно! Прибыла я с Уральских гор, там мои владения. Предлагаю вам сегодня, совершить путешествие по моим владениям. Готовы?
Дети: да
Хозяйка: Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите мне край, в котором мы живем?
Дети: Урал
Хозяйка: Правильно! Как еще можно назвать наш Урал? (Уральские самоцветы)
Хозяйка: Верно, Урал наш богат и могуч. А я Хозяйка Медной горы, поставлена оберегать богатства моего края. В моих владениях – богатств не сосчитать. Каких только камней самоцветов у меня нет.
Хозяйка: Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым.
2 слайд (П. П. Бажов)
Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник, талантливый обработчик народных преданий, легенд и уральских сказов.
Жить на Урале и не знать сказов П. П. Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.
Хозяйка: Ребята, а вы любите книги читать? Тогда попробуйте волшебные загадки отгадать.
1, 2, 3 – покружись и в «Книжном царстве» окажись. (с показом иллюстраций).
Загадывание загадок
4 слайд:
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка. (Дарёнка)
5 слайд:
2. Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
6 слайд:
3. Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят, в народе знался. (Данила-мастер)
7 слайд:
4. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды,
Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)
Хозяйка: Молодцы ребята, знаете сказы П. П. Бажова. А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. 1, 2, 3 – покружись и на «Лужайке» окажись.
Игра «козлик….»
Дети присаживаются на стульчики
Хозяйка: Интересно знают ли дети, что такое самоцветы?
На Урале проживая, знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет.
1, 2, 3 – покружись и в «Волшебном царстве» окажись! Я буду описывать камень, а вы мне скажите, что это за камень. Ну а если не отгадаете, не беда, я вам покажу эти камни сама.
8 слайд
Игра «Найди по описанию»
Хозяйка:
Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит
В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит
Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд.
Хозяйка: Порадовали меня своими знаниями. Да, богат же наш Урал, но главное богатство Урала это – трудолюбивые, добрые, умные, честные люди, которые дружно живут и работают. Но уральцы умеют не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать. А сейчас, хоровод заведём, про Урал мы частушки споем…
А вот теперь, я умения ваши проверю. Хочу, я посмотреть, какие вы мастера - умельцы. И приглашаю вас в мастерскую.
1, 2, 3 – покружись и в мастерской окажись!
10 слайд «Мастерская» (Ящерка)
- Ребята посмотрите, какая красота, что это? Кто помнит, как называется сказ, в котором приаутствовала Ящерка? И что с ней случилось?
Дети: ответы детей.
Хозяйка: Давайте мы с вами попробуем сделать из пластилина свою Ящерку. Согласны?
Дети: да
Хозяйка: Давайте подготовим свои пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветочек»
Стал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)
Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок (распрямить указательный палец)
Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)
А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (распрямить мизинец)
И раскрылся весь цветок! (пошевелить пальчиками)
Приступайте к работе!
Самостоятельная деятельность (звучит музыка).
Лепка «Ящерка»
Хозяйка рассматривает готовую работу, благодарит детей.
Хозяйка: Вот это настоящие мастера! Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились, у меня для вас есть подарок. Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обёртках.
Ну а мне пора, возвращаться в свои владения, прощайте!