Долматова Наталья
Конспект логопедического занятия «Звук [з]-[з’] и буква з»
▼ Скачать +Заказ
Дата: «___»___20___г.
Целевая группа: обучающиеся с ФНР, ФФНР.
Тема: «Звуки [З], [З’] и буква З».
Логопедическое занятие №___ в старшей (подготовительной) группе
Цель: Познакомить детей со звуками [з, зь] и буквой «З».
Задачи:
Обучающие:
• Уточнить правильную артикуляцию звука «з».
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [з]-[з’] и буква з“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.
• Учить соотносить звуки с цветным обозначением.
• Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .
• Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.
• Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков
• Совершенствовать навыки фонематического синтеза.
Коррекционно-развивающие:
• Познакомить с буквой «З», закрепить графическое изображение букв.
• Развивать мелкую моторику.
• Стимулировать речевую активность.
Воспитательные:
• Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, цветные фишки для обозначения звуков, картинки, в названии которых присутствует звук З, картинки для определения места звука в слове, карточки со слогами, буква З, тарелочки с манной крупой
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Доброе утро, ребята!
У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом частичка моего большого доброго сердца. Приглашаю вас всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «частичку сердца».
Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!
(Дети передают «частичку сердца» друг другу и произносят фразу за педагогом)
Нужно почаще произносить добрые слова, и тогда хорошее настроение всегда будет с вами. Ведь не зря люди говорят: «Доброе слово и в мороз согреет!».
2. Пальчиковая гимнастика «ЗИМА»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Работа над развитием дыхания
Делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим гласные звуки уоаэы
5. Постановка цели занятия.
Смотрите ребята, нам прислали письмо от Вьюги. Чтение письма: «Новогодние праздники наступят только тогда, когда вы выполните мои задания».
Сегодня мы отправимся в путешествие, вернем наши праздники и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)
Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать, какой звук чаще других вам встретился в этих словах?
В звезде найдёшь ты этот звук,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
6. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З, ЗЬ, их характеристика и обозначение.
Произнесите ещё раз звук (з-з-з). Это упражнение называется «комарик». Это летит большой комарик.
Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з) : губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт холодная плавная воздушная струя, горлышко «разговаривает»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Живет в синем домике (где все согласные). Если горлышко «разговаривает» – это звонкий звук.
Дайте характеристику звука «З» – (согласный, твёрдый, звонкий) .
Он обозначается квадратиком синего цвета.
Сейчас к нам летит маленький комарик: зь-зь-зь. Дайте характеристику звука «ЗЬ» – (согласный, мягкий, звонкий).
Он обозначается квадратиком зелёного цвета.
7. Игры и задания со звуками [З], [Зь].
Игра «Хлопни, когда услышишь звуки [З], [Зь] :
К, т, о, с, з, нь, дь, зь; ну, ты, ло, за, кя, ге, зю; бабуля, Зина, Катя, Зоя.
Повторение слоговых рядов за логопедом :
За-за-за – идёт коза; Зи-зи-зи – зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.
Закончить слово слогами:
ЗА: ва, ко, ро, сле, гро…., бере, гла., кукуру…
ЗЫ: ва, ко, ро, сле, гро, бере., арбу, моро,
Дифференциация звуков (твёрдый – мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.
- «Ребята, к нам в гости пришли куклы ЗОЯ и ЗИНА. Давайте поможем Зое разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком «З» в названиях, а Зине в зеленую – со звуком «ЗЬ».
Определение позиции звуков «З, ЗЬ». На столах у каждого ребёнка схемы слов. Дети по очереди определяют позицию звуков «З, ЗЬ» (в начале, в середине, в конце слов).
Звуковой анализ слова ЗИМА. Дети выкладывают из фишек слово ЗИМА и дают характеристику звукам.
Игровое упражнение «Мой, моя, моё, мои»
Логопед раскручивает волчок, и игроки выбирают из всех картинок предметы того рода, который выпал на грани волчка
Мой: Тузик, зайчонок, звонок, вездеход, забор, зонт
Моя: музыка, коза, вазочка, газета, заколка
Моё : зеркало, знамя, гнездо, здание, задание
Мои: глаза, звезды, розы, вазы, пазлы, зубы, козы, незабудки.
8. Физминутка
9. Знакомство с буквой З.
На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три. На что еще похожа буква З?
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
– Нахождение З среди других букв.
- «Из скольких элементов состоит буква?»
а) Прорисовывание буквы З в воздухе, в тарелочках с манной крупой.
б) Печатание буквы на листочках
в) Проговаривание слогов и слов с буквой З
аз, оз, уз, ыз, эз, из за, зо, зу, зы, зэ зубы роза ваза поза Зоя
10. Итог занятия.
С каким звуком к нам прилетал большой комарик? З
С каким звуком к нам прилетал маленький комарик? Зь
Эти звуки согласные или гласные? Звонкие или глухие?
Как вы оцените свою работу на занятии?
Что вам понравилось? Какие задания вызвали затруднения?