Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия «Звук [Т] и буква «Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.
Коррекционно-развивающие:
2. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.
3. Продолжать учить детей определять место звука в слове.
4. Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Т] и буква „Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
5. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные, зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское, символы звуков (Агранович З. Е.).
Ход занятия:
1. Поисковая деятельность: дети встали за стульчики.
Логопед : Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ
Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ :
Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.
Игра «Угадай-ка» :
Логопед : Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём. (кот Том и котёнок Тим) : (загадка) Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок)
2. Введение в тему занятия. Логопед : с какими звуками мы называли слова?
- Т и ТЬ.
- Сегодня мы сравним эти звуки.
3. Сравнение и характеристика двух звуков : согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»).
4. Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей на столах картинки, со звуком Т – Тому, ТЬ – Тиму.
Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные квадратики).
Дети вкладывают свою картинку в соответствующий домик (зелёный или синий, определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.
5. Выкладывание схемы слов Тим и Том – игра «Подпишем домики», анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).
- Чем схемы похожи и чем отличаются?
Дети замечают, что в слове «Том» первый звук твёрдый согласный (Т, а в слове «Тим» - мягкий согласный (ТЬ).
6. Динамическая пауза.
Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
Логопед : Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко» : закончи слово слогом ТА или ТЯ : лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .
7. Анализ предложения (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение) – игра «Живое предложение» : Котёнок играет клубками. Котёнок лежит на траве.
Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его.
Когда сели на места – составили эту же схему из индивидуальных наборов (белые прямоугольники – «предметы», красные – «признаки», синие – «действия», чёрные – предлоги).
8. Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки Т и ТЬ, детям нужно подобрать слово к схеме) : самолёт, топор, зонт (задание от Тома).
9. Составление схемы слова из букв ТИМ,ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка).
10. Итог занятия : что вам понравилось, что было особенно интересно?