Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Если маленькой чертой
Букву «О» перечеркнем,
Потеряем букву «О»,
Но другую мы найдем!
(Ф)
Воспитатель: определите каким бывает звук Ф
Флаг, фартук, фасоль (ответы детей Ф) фея, финик, филин (ответы детей (Ф)
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [Ф] и буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитатель: Правильно, слышится звук Ф.
Звук Ф- согласный, глухой, бывает мягким и твердым
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Ф»
Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски.
К доске идет Вова.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Вова букву Ф на пятом этаже, между буквами П и Т, под буквой П.
Воспитатель: Вова почему букву Ф мы поселили рядом с буквой В.
Вова: потому что они парные
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Вова: синюю и зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Вова: потому что В- согласный, глухой, бывает мягким и твердым
Воспитатель: Теперь Вова найди в словах звук Ф и напиши букву Ф. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
Шкаф -Ф, согласный, глухой, твердый, находиться в конце слова, пишем синим цветом.
Цифры- Ф, согласный, глухой, твердый, находиться в середине слова, пишем синим цветом
Флаг Ф, согласный, глухой, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Вова предметы со звуком Ф, а остальные дети могут нарисовать другие предметы со звуком Ф
Вова:
Фартук: Ф, согласный, глухой, твердый находиться в начале слова, пишем синим цветом
Фея Ф, согласный, глухой мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым цветом; Е-гласная, пишем красным цветом; Я- гласная пишем красным цветом
Фасоль- Ф, согласный, глухой, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом
Воспитатель: А ты какие предметы нарисовали Ильнур и Ирина?
Ильнур: фикус, шкаф, фонарь
Ирина: фен, фиалка,фломастер
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Какой предмет лишний?»
Цели. Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы: «Мебель» и «Электроприборы»). Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова.
Ход игры. Среди предложенных предметов ребенок выделяет лишний и объясняет свой выбор (Шкаф лишний, так как это мебель, а остальные предметы — электроприборы). Ребенок записывает название липшего предмета, предварительно проанализировав с помощью взрослого правильное написание согласной на конце этого слова (шкаф — шкафы). В завершение игры ребенок раскрашивает изображенные предметы.
6. Игра «Один, два, пять»
Цели. Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры. Ребенок рисует столько шкафов, сколько указано цифрой в кружке. После выполнения этого задания он пересчитывает и поочередно называет общее количество предметов на каждой картинке (один шкаф, два шкафа, пять шкафов, затем с помощью взрослого анализирует написание слов шкаф, шкафа, шкафов, пишет их под соответствующей цифрой, выполняет звуковую и слоговую схемы написанных слов.
Советы педагогу: можно предложить разукрасить шкафы в каждом ряду разными цветами и предложить ответить: один синий шкаф, два красных шкафа, пять зеленых шкафов.
7. Игровое упражнение «Расшифруй слово» (Изограф)
Цели. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы.
Ход игры. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок узнает предмет, изображенный на рисунке (лампа); замечает, что предмет изображен с помощью букв, написанных необычно. Ребенок называет буквы, уточняя, какой деталью лампы является каждая из них (Л — кнопка на плафоне, А — плафон, М — лампочка, П — ножка, А — подставка); читает слово, объясняет, как оно записано (сверху вниз, записывает его, выполняет звуковую и слоговую схемы.
Воспитатель: какую ошибку допустил Вова?
Ответы детей: Вова разукрасил колокольчик, это не правильно, так как Ф глухой звук.
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой? (Ответы детей)
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы