Мария Семченко
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: Познакомить детей с буквой Ш
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение звука [Ш];
- научить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам;
- познакомить детей с буквой Ш;
- учить читать слоги и слова с буквой Ш;
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
- закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово»;
- закреплять понятия «гласный», «согласный» звук;
- закреплять умение дифференцировать гласные звуки от согласных;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква Ш“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- развивать фонематические процессы;
- упражнять детей в определении места звука в слове;
- учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
- развивать навыки звукового синтеза слова;
- учить составлять предложения по предметной картинке/ заданному слову;
3) Коррекционно воспитательные:
- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца;
- воспитывать усидчивость, уважение друг к другу, умение выслушивать ответы других детей до конца.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Готовы заниматься? Как мы сидим во время занятия? Если хотите ответить, что нужно делать? Где наши ручки?
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Давайте приготовим наши ручки к занятию (дети выполняют гимнастику, смотря на видео).
3. Сообщение темы занятия, повторение пройденного материала.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с буквами. Что такое буква и чем она отличается от звука? (буквы мы читаем и пишем, можем увидеть, а звуки мы произносим и слышим)
Какие бывают звуки? (Неречевые/речевые: гласные, согласные) Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, воздух свободно проходит, не встречая преград, а согласные не поются, воздуху мешают проходить язык, зубы или губы).
Как думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся? (с буквой Ш)
Правильно, тема сегодняшнего занятия: буква Ш.
На что она похожа? (ответы детей)
4. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.
Давайте вместе произнесем звук [Ш]. Как мы его произносим? В каком положении губы? (губы округляем/квадратиком делаем, немного вытягиваем губы) Где язык? (языка поднимается вверх «чашечкой») Воздух проходит свободно или что-то ему мешает? (воздух не проходит свободно, ему мешают зубы и язык) Значит звук [Ш] какой? (согласный). Твердый или мягкий? (твердый) Каким цветом обозначим его? (синим)
Давайте определим, он звонкий или глухой? (дети прикладывают руку к горлу и произносят звук [Ш] по подражанию, определяют, что горло не «дрожит», значит звук глухой.)
5. Определение места звука в слове, количества слогов в слове.
Что изображено на доске? (ответы детей) Где звук [Ш] в слове? (ответы детей) Сколько слогов в этом слове? (ответы детей)
6. Физ. минутка (по видео)
7. Обучение печатанию буквы.
Возьмите листики и простые карандаши. Давайте пропишем букву Ш. Посмотрите, как правильно нужно ее прописывать. Линии проводятся сверху вниз и слева направо.
8. Обучение чтению слогов и слов с изученными буквами.
Давайте прочитаем слоги с буквой Ш.
А теперь слова.
(дети читают хором и выборочно)
9. Звуковой анализ слов, составление схем слов.
Возьмите цветные карандаши, давайте закрасим схемы слов. Какое первое слово? Какая первая буква? Звук получается какой? Каким цветом закрасим первый квадратик? (ответы детей)
Так же разбираются остальные буквы и слова.
10. Составление предложений по предметной картинке/заданному слову.
Посмотрите на картинки. Что изображено? Давайте придумаем предложения с каждым словом. (ответы детей)
11. Итог занятия.
Понравилось занятие? С какой буквой мы сегодня познакомились? А звук [Ш] какой? (ответы детей)Молодцы, хорошо поработали, теперь можно отдохнуть.
Список литературы:
1. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе. – Москва, издательство ГНОМ, 2020;
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая Фронтальные логопедические занятия в старшей логогруппе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Презентация прилагается