Светлана Баландеу
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Дифференциация звуков С - Ш. "
Автор: учитель-логопед высшей категории
ГБДОУ №70
Кировского района Санкт-Петербурга
Баландеу Светлана Александровна
Занятие в старшей группе
Тема: Дифференциация звуков [Ш] – [С]»
Цель: Учить дифференцировать звуки [Ш] - [С]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Ш] - [С];
-дифференцировать звуки [Ш] - [С] в слогах, словах, словосочетаниях;
-формировать навыки образования притяжательных прилагательных;
-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
Коррекционно-развивающие:
-закрепить умение дифференцировать звуки [Ш] - [С];
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать фонематический слух;
-развивать память, внимание, логическое мышление;
-развивать межполушарные связи;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность,
-формировать положительное отношение к занятию,
-воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование: зеркало, персонажи (Змейка и Ручеек, символы звуков, п пособие «Сундук или Шкатулка», пособие «Собери бусы», рабочие листы.
Ход занятия:
1). Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие придут гости : Добрая Змейка и Веселый Ручеек. Они тебя приветствуют и чтобы нам тоже правильно их поприветствовать нам нужно размять язычок и сделать для него зарядку. Давай им покажем эти упражнения.
2). Артикуляционная гимнастика.
1. «Вкусное варенье»
2. «Чашечка»
3. «Фокус»
А теперь давай поприветствуем нашу Добрую Змейку
«Ш-Ш-Ш», когда мы так шипим, где находится наш язычок?
Наверху в форме чашечки, губы округлены, с язычка идет теплая струя воздуха.
4. «Горка»
5. «Чистим зубки»
6. Улыбка – Трубочка»
А теперь давай поприветствуем Веселого Ручейка «С-С-С», когда мы произносим «Песенку водички», где находится наш язычок? Внизу за зубками, по язычку идет холодная струйка воздуха, губы в улыбке.
Давай еще раз поприветствуем Змейку (показ символа, а теперь Ручейка (показ символа).
3). Выделение звука на фоне слогов и слов. Игра «Подними символ»
Логопед произносит слоги и слова со звуками (с) или (ш, ребенок поднимает нужный символ звука.
ША, СА, СО, АШ, АС, СТА, ШКУ, АША, ИСУ, вишня, лягушка, салют, оса, овес, шуба.
4). Игра «Измени слово для Змейки».
-Змейка и Ручеек любят играть и придумывать новые слова. Замени в словах звук [С] на звук [Ш] и назови новое слово. Но не забывай правильно произносить звуки [С ] или [Ш].
суметь — шуметь нас — наш
сутки — вас —
сайка — плюс —
сок — Марс —
стуки — штуки басня — башня
скала — каска —
споры — крыса —
стык — миска —
5). Дифференциация звуков (с) – (ш) на уровне слова. Игра «Шкатулка – Сундук».
Помоги Ручейку собрать в сундук все игрушки с песенкой водички (звук с, а Змейке – со звуком (ш).
6) Физминутка.
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку
Кошка спинку выгнула
Зашипел, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко.
7). Дифференциация звуков (с) – (ш) на уровне слов, в начальной позиции. Развитие межполушарных связей.
Покажи одновременно указательными пальцами правой и левой руки одинаковые предметы на двух половинах листа, назови правильно, выделяя звук (с) или (ш).
8) Дифференциация звуков (с) и (ш) на уровне слова, развитие мелкой моторики. Игра «Сделай бусы».
Давай сделаем в подарок нашим гостям красивые бусы. Для Ручейка соберем на красивый шнурочек картинки со звуком (с, а для змейки со звуком (ш). Произноси красиво слова.
9). Дифференциация звуков на уровне слова в начальной позиции. Соедини картинки со звуком (с) карандашом красного цвета, а со звуком (ш) – синим. Не спеши, называй картинки правильно.
10). Дифференциация звуков (с) – (ш) на уровне словосочетания. «Один – много» (отработка грамматической категории множественного числа).
Давай поиграем, я буду называть тебе животных, когда они одни, а ты назовешь, когда их много.
сонная кошка –
большая собака –
пушистая лиса -
смелая мышка –
11). Образование притяжательных прилагательных, подобранных с учетом различаемых звуков.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
-Змейка и Ручеек не знают, как ответить на вопрос одним словом. Помоги им.
1. Суп из фасоли какой? – фасолевый.
2. Каша из пшена какая? – пшенная.
3. Сок из ананасов какой? – ананасовый.
4. Шапка из шерсти какая? – шерстяная.
5. Шляпа из соломы какая? - соломенная.
6. Компот из груш какой? – грушевый.
7. Рубашка в полоску какая? – полосатая.
8. Сок из вишни какой? – вишневый.
9. Компот из абрикосов какой? – абрикосовый.
12). Итог занятия.
-Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с нашими гостями. Они очень довольны, как ты выполнял задания. И дарят тебе приз.