Щепелина Ольга Васильевна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [Ч]
Цель: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Закреплять чёткое произношение звука [Ч] в слогах и словах.
• Определять позицию звука в слове.
• Закрепляет названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
• Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
• Совершенствовать навыки общения;
• Воспитывать звуковую культуру речи;
• Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинка с поездом, предметные картинки (черепаха, коза, ключ, рак, кошка, грач, тигр, чашка, человек, жук, чайка, девочка, курица, кузнечик, корова, врач, мальчик, счетные палочки, пособие «Горячий чай».
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит фонограмма стука колес поезда.
Логопед: Что за странный звук? Молодец, ты правильно догадался, к нам приближается поезд. Смотри – это поезд с вагончиками, в которых перевозят пассажиров. Давай отправимся на поезде в путешествие.
II. Основная часть
1. Формирование артикуляционной моторики
Остановка «Гимнастика для язычка»
Для того, чтобы правильно и красиво произносить звук [Ч], давай выполним гимнастику для язычка.
• «Лопаточка». Рот открыт, язык спокойно лежит на нижней губе, широкий расслабленный, удерживаем 5-10 сек.
• «Чашечка». Рот широко раскрыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, удерживаем в течении 5-10 сек.
• «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, удерживаем под счет до 5-10 сек.
• «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык напоминает тонкую шляпку грибка, растянутая уздечка – ножку грибка, удерживаем под счет до 5-10.
• «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз. Повторить 5-10 раз.
• «Почистим зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами, повторяем под счет до 5-10 сек.
2. Автоматизация звука [Ч] в слогах
Остановка «Упражнение «Звуковые песенки»
Ты хорошо потренировал язычок и нам пора отправляться в путь.
3. Развитие фонематического восприятия и звуковой анализ слов
Остановка «Игра «Найди звук [Ч]» - определение наличия звука [Ч] в слове.
Наш поезд в полном порядке и может продолжать свой путь. На станции скопились пассажиры. Давай поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [Ч], а остальные - подождут следующего поезда. Я буду называть слова, а ты, услышав звук [Ч] - хлопаешь в ладоши.
(Черепаха, коза, ключ, рак, кошка, грач, тигр, чашка, человек, жук, чайка, девочка, курица, кузнечик, корова, врач, мальчик).
А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [Ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [Ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [Ч] – в конце слова (чайка, черепаха, человек; врач, ключ, грач, мяч; мальчик, девочка, кузнечик). Молодец, ты правильно рассадил пассажиров по вагончикам. Отправляемся в путь!
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Остановка «Упражнение «Сложи картинку»
Отгадай загадку.
Из горячего колодца
Через край водица льётся (А. Рождественская)

- Составь предложения со словом чайник.
- Сложи из счетных палочек картинку по образцу.
- Вспомни и повтори загадку про чайник.


5. Развитие воздушной струи
Остановка «Упражнение «Горячий чай»

6. Грамматический строй речи
Остановка «Упражнение «У кого кто?» Назвать детёнышей животных и птиц (ед. и мн. число, четко проговаривая звук [Ч].
7. Лексико-грамматический строй речи
Остановка «Игра «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки.
Ванечке подарили часы (ключи, кисточку, мяч).
Танечке подарили бабочку (колокольчик, чашку, ручку).
Вот и закончилось наше путешествие! Это была последняя остановка в нашем интересном путешествии, к сожалению, нам уже пора выходить, следующая остановка – «Детский сад», а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.
III. Итог.
Тебе понравилось наше путешествие? В произношением какого звука мы сегодня упражнялись? О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?
ЛИТЕРАТУРА:
Комарова Л. А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника - М. : Издательство гном, 2014. – 32 с.